Первым фортификационным сооружением, предназначенным для защиты транспортных путей от потенциального вторжения итальянцев, стал форт Айроло, строительство которого длилось с 1887 по 1890 год. Так как у Швейцарии не было опыта строительства подобных сооружений, для постройки форта были привлечены иностранные специалисты, в частности австрийский фельдмаршал Салис Соглио, который и разработал план и концепцию форта. Форт получился похожим на черепаху и был уникальным в своей конструкции. Его главной задачей была защита железнодорожного тоннеля и автомобильной дороги через перевал Сен-Готард.
У меня есть отличная брошюра об этом форте, так что рассказать про этот уникальный объект можно много интересного, но я не теряю надежду проникнуть таки внутрь форта в этом году и сделать полноценный пост об этом сооружении.
Тем временем я зашел уже достаточно далеко внутрь военной части и начал чувствовать себя очень неуютно. Ну а как может чувствовать себя гражданин иностранного государства, к тому же без паспорта (я его никогда не беру в свои поездки) на запретной военной территории, активно фотографирующий местность и объекты?
Я решил не проверять удачу на прочность и прервать эту увлекательную прогулку, к тому же я итак находился в 30 метрах от платца с военной техникой. Так что я отправился назад тем же путем, что и пришел.
Еще один вид с высоты расположения военной части на долину с поселком Айроло.
Справа на фото можно заметить огромную пробку перед южным порталом готардского автомобильного тоннеля, проходящим под горным перевалом. Пробка создается искусственно светофором, который пропускает несколько машин в минуту, дабы исключить стопорение движения внутри тоннеля.
Отправляюсь дальше по серпантину в сторону горного перевала.
На одном из очередных витков серпантина делаю остановку и фотографирую форт Айроло с высоты.
Вдоль трассы периодически встречаются доты, пехотные галереи и прочие огневые точки. Швейцарцы основательно укрепляли эту дорогу, превратив ее в настоящий укрепрайон.
Через пару километров серпантина дорога приводит меня к очередному фортификационному сооружению - крепости Motto Bartola. Тут тоже расположена действующая воинская часть.
Строительство крепости Motto Bartola было начато в 1888 году и длилось до 1890-го. Эта крепость как и форт Айроло должна была прикрывать долину Айроло и дорогу через перевал Сен-Готард.
Крепость имела на вооружении батарею из четырех 120-мм орудий и две батареи состоящие из четырех 84-мм орудий, а ее гарнизон состоял из 95 человек.
В 1940 году в рамках создания швейцарского редута, рядом с этой крепостью был построен небольшой подземный артиллерийский объект-крепость Foppa Grande, оснащенный единственным орудием 10,5 см пушкой, размещенной в поворотной бронебашне модели 1939. Дальность стрельбы составляла 18-22 км. На сегодняшний день крепость Motto Bartola используется швейцарской армией в качестве казармы. Гулять по территории в этот раз я не стал.
Так выглядит крепость Motto Bartola, если подняться еще на несколько витков серпантина выше.
Напротив крепости переплетение дорожных развязок, тут находится важный транспортный узел региона.
Противолавинная галерея.
В нескольких сотнях метрах от крепости находится еще одно военное сооружение начала ХХ века - казарма, построенная в 1901 году.
Сделал остановочку, чтобы рассмотреть сооружение в деталях.
Потрясающая эстетика.
Через дорогу еще одна постройка в таком же стиле.
Наклоны некоторых дорог в Швейцарии впечатляют.
Продолжаю движение по серпантину в сторону перевала, обращая внимания на интересные детали, то и дело встречающиеся по пути.
Это замаскированная огневая точка для прострела проезжей части на тот случай, если войска неприятеля таки доберутся до этих мест.
Виды с трассы открываются потрясающие, но это лишь начало. Все самое интересное ждет впереди.
24/02/2015