Экспедиция на Командорские острова. Как это было


    Страницы: 1 

    Наконец дошли руки написать что-то более-менее упорядоченное про нашу августовскую экспедицию на Камчатку и Командоры. Букв получилось довольно много, но это лишь следствие того что сказать хочется на много больше. История экспедиции на Командорские острова появилась довольно неожиданно. Еще год назад я почти ничего не слышал об этом месте. И не знал о существовании там биосферного, но конечно в первую очередь морского, заповедника. А дальше самые разные события и совпадения толкали меня туда. Ключевым стало выступление и рассказ о заповеднике в РГО его директора.

    Экспедиция на Командорские острова. Как это было / Фото из России
    // torchuck.livejournal.com

    Там же нам удалось познакомить и с Евгением Мамаевым заместителем директора по науке. Тогда же впервые мы с мои другом коллегой Сергеем Шаниным озвучили желание попасть на Командоры. Нельзя сказать что что последующие пол года мы посвятили подготовке. Это было бы неправдой. Но мы никогда не забывали об этом, учитывая в своей подготовке и экипировке. Из-за большой разницы во времени и занятости, как нашей, так и сотрудников заповедника, переписки наша шла довольно медленно. Долгое время было не понятно сможем мы таки попасть на острова и если да, то когда и в каком составе. В таком режиме мы дотянули до начала лета. Дальше отступать было некуда, иначе этот год был бы однозначно потерянным. Поэтому махнув рукой мы взяли билеты до Петропавловска-Камчатского, таким образом точка "невозврата" была пройдена.

    Экспедиция на Командорские острова. Как это было / Фото из России
    // torchuck.livejournal.com

    Как оказалось, что эта самая длинная часть нашего маршрута оказалась и самой простой. Всего 8 с небольшим часов на комфортабельном самолете. Куда сложнее вышло с перелетом в Никольское. Основная наша проблема- большое количество снаряжения и оборудования. В итоге его общий вес составил чуть меньше 200килограмм. И нельзя сказать что чем-то мы не воспользовались.

    Экспедиция на Командорские острова. Как это было / Фото из России
    // torchuck.livejournal.com

    При том что норма на небольшом Чешском л-410, осуществляющим этот перелет, всего 10кг на человека включая ручную кладь. Итого у нас выходило больше 150кг перевеса. Был способ отправить все это транспортной компанией на корабле. Но сроки! Они никак не вписывались в наш годовой график. Да и гарантий тут не было никаких, что прилетев мы получим все то что отправили. Это подтвердили потом и в самом заповеднике. Так группа ученых из Мгу , прилетевшая на месяц раньше, несколько недель ждала свое снаряжение. В результате мы согласовали с авиакомпанией вариант с двумя дополнительными билетами. Но из-за по требовавшегося на это время, мы смогли взять билеты только на несколько дней позже чем планировали. Правда все те рейсы не смогли вылететь в срок, и их отправляли с нами вместе. Но тогда, конечно, мы об этом знать не могли. И нас беспокоили образовавшиеся почти свободных 5 дней на Камчатке. Решение пришло неожиданно, и в самый последний момент. Когда до вылета оставалась всего неделя, вернувшийся из очередной поездки, Сергей Шанан предложил вариант начать нырять уже на Камчатке. Ему в поездке дали контакты капитана дайверской лодки. Тут все завертелось с новой силой. Одна лодка сменилась другой. Первоначальный дневной выход в море был заменен на полноценный 3х дневный. Подспудно мы решили все проблемы с трансферами и проживанием.

    Экспедиция на Командорские острова. Как это было / Фото из России
    // torchuck.livejournal.com

    До последнего мы не были уверены в том что мы попадем на Командоры. Не знали сможем ли мы там полноценно нырять или же будут проблемы с забивкой баллонов. На Эти и многие другие вопросы пришлось махнуть рукой и решать их уже походу. Это была во многом очень большая и не дешевая авантюра)

    Экспедиция на Командорские острова. Как это было / Фото из России
    // torchuck.livejournal.com

    Но в этом была и часть удовольствия. Это была на обыкновенная дайверская-фото-поездка. Это была экспедиция в другой для нас мир, это было Приключение! Шаг за шагом мы двигались к нашей цели. И надо сказать, что нам порядочно везло. И с вылетами, и с погодой, и, что наверное еще важнее с людьми. Хочется сказать спасибо всем тем кто помогал нам в ходе этой Экспедиции. Без их помощи у нас бы врятли получилось все осуществить.

    Отсчет самой же экспедиции я думаю стоит начать с приземления в покрытый облаками и дождливый Петропавловск. Бой за наши билеты до Командоров, и давка чтобы забрать свои 10 чемоданов. Первый день заставил нас взбодриться и принять существующие реалии. Просто здесь не будет. Вопрос с билетами нам удалось таки с третьей попытки решить. Разрешение от пограничников нам тоже начали оформлять и на этой радостной ноте мы в ночь вышли в море...

    Экспедиция на Командорские острова. Как это было / Фото из России
    // torchuck.livejournal.com

    Место в которое мы прибыли хочется описать отдельно. Бухта Русская это узкий залив между двух рядов сопок. В Норвегии это наверное назвали бы фьордом. В нескольких местах со скал в море падают водопады. В то утро вся бухта тонула в туманах и низких облаках. И сложно было понять где кончаются одни и начинаются другие.

    Экспедиция на Командорские острова. Как это было / Фото из России
    // torchuck.livejournal.com

    То и дело вдалеке всплывали и ныряли нерпы. Горой возвышались два ржавых корпуса-баржи. Судя по облику стоят они тут уже очень давно, но на них до сих пор живут летом рыбаки. Ведь июль-август сезон лосося. Именно здесь, в самой оконечности устье реки, на которой мы первый раз попробовали его поснимать. Из затеи этой ничего не вышло, так как даже в самом узком месте река никак не меньше 5-6метров, и обладает дюже быстрым течением. И лосось легко проносился в отдалении от нас. Мы же каждый раз рисковали не удержаться и пронестись вниз со скоростью моторной лодки.

    Экспедиция на Командорские острова. Как это было / Фото из России
    // torchuck.livejournal.com

    Здесь же мы увидели двух медведей. Медведицу с медвежонком. Но так как все были в полном дайверском снаряжении с боксами снять их как следует не удалось. На самом деле медведи одна из реальных сложностей при съемке лосося. Находясь в воде ты всегда можешь стать объектом их интереса. В этом плане Командоры гораздо удобнее. Самый крупный хищник там это песец)

    Экспедиция на Командорские острова. Как это было / Фото из России
    // torchuck.livejournal.com

    Но главной нашей целью здесь на Камчатки были сивучи. Это крупные ластоногие, иногда их называют северными морскими львами. Размер самца может достигать нескольких метров при весе до тонны. Такая махина горой возвышается над всем лежбищем. И поснимав их с лодки, нам было не очень понятно как поведут они при встрече в воде. Сила, скорость и довольно таки внушительные зубы. Именно по этому с ними мало кто соглашается нырять из приезжающих туристов.

    Экспедиция на Командорские острова. Как это было / Фото из России
    // torchuck.livejournal.com

    Но для нас вопрос стоял по другому- придут ли к нам сивучи? Под пустят ли к себе? В первый день погружений мы знакомились. Сивучи то и дело подходили к нам и издали наблюдали. Или же мы успевали боковым зрением засечь проносящийся силуэт. Хороших фотографий в таких условиях сделать почти невозможно. Прозрачность волы порядка 5метров и для съемки нам нужна дистанция не больше метра.

    Экспедиция на Командорские острова. Как это было / Фото из России
    // torchuck.livejournal.com

    Вечерний разбор выявил сразу несколько проблем в съемке с засветкой и фокусировкой. Учитывая что у нас были камеры сразу трех систем: Canon Nikon Olympus, то у каждого были свои вопросы. Мы волновались на счет второго дня. Еще одного шанса не предвиделось и надо было снимать здесь и сейчас. Но и погода и сам животные не подвели. Стоило нам подойти поближе и спрыгнуть в воду, как они оставили свой утес и пошли к нам на встречу. Чуть меньше часа мы повели буквально окруженные десятков -другим сивучей.

    Экспедиция на Командорские острова. Как это было / Фото из России
    // torchuck.livejournal.com

    Они то проносились совсем близко от нас, то зависали и разглядывали нас. Потом неожиданно все исчезали из видимости и потом так же неожиданно появлялись. Это была своего рода игра, и с каждой минутой она была все активнее и активнее. Вскоре я уже перестал даже пытаться уследить за всем происходящим. А снимал уже практически в упор.

    Экспедиция на Командорские острова. Как это было / Фото из России
    // torchuck.livejournal.com

    Камера зачастую даже не позволяла сделать кадр с такого малого расстояния. А чтобы успевать сфокусироваться и сделать кадр именно тогда когда нужно, я опробовал "домашнюю заготовку". Я предварительно фокусировался на одной из множества проплывающих мимо медуз и ждал пока в кадр вплывет тот или иной сивуч (как пример первая фотография). А под конец сивучи так разыгрались, что принялись за наши ласты. Сколь раз за них в итоге кусали сейчас и не скажешь, но не мало. А когда понемногу от ласт начали переходить и к нам самим, пусть и бережно, мы поняли что пора обратно на лодку. Тем более что прошел почти час. Дольше всего сивучи не хотели отпускать нашего фридайвера. Они ныряли и всплывали одновременно и вообще всюду следовали за ним. Иногда было сложно понять кто где. И весь по следующий наш опыт взаимодействия с ластоногими показал, что близость формы и поведения обеспечивает человеку самый тесный контакт. Ты должен быть как они, и вести себя как они. И чем меньше будет непонятных и выбивающихся из "их" мира предметов тем легче и быстрее вам удастся найти общий язык.

    Экспедиция на Командорские острова. Как это было / Фото из России
    // torchuck.livejournal.com

    Оставшуюся программу нашего пребывания на Камчатке чуть не сорвало штормовое предупреждение. Мы едва успели совершить одно погружение на острове Старичкова, где впервые я увидел легендарную кучу-малу из крабов. Эдакое сооружение площадью в несколько метров. И высотой в центре порядка метра. Наверное бываю гораздо больше, но для меня и это было удивительным. Я раньше видел это только на картинках. Жаль низкая видимость помешала провести полноценную съемку.

    Экспедиция на Командорские острова. Как это было / Фото из России
    // torchuck.livejournal.com

    После этого нам пришлось экстренно возвращаться в порт. И даже на следующее утро, когда ветер стих, вода хранила последствия непогоды. Видимость практически отсутствовала. И то утреннее погружение ничего кроме опыта нам не принесло.

    Экспедиция на Командорские острова. Как это было / Фото из России
    // torchuck.livejournal.com

    Ну а на следующий день нас ждала самая большая лотерея этой поездки- перелет на остров Беринга. О котором даже местные жители отзывались как о чем-то эфемерном и почти нереальном. Стандарт рая фраза была: ну может быть за пару недель улетите. Что конечно не добавляло оптимизма. Скажу только, что в тот день улетали те кто не смог этого сделать за все предыдущие дни. Ну а мы единственные кто попал именно за свое число, хоть в на разные самолеты.

    Экспедиция на Командорские острова. Как это было / Фото из России
    // torchuck.livejournal.com

    Нас ждали Командоры....

    Давайте разберемся А что мы знаем о Командорских островах?

    Экспедиция на Командорские острова. Как это было / Фото из России
    // torchuck.livejournal.com

    Позволю себе небольшой экскурс на эту тему, потому как мне кажется не все хорошо представляют что это и даже где это. Итак Командоры представляют собой группу из двух больших островов ( Беринга и Медный) и двух малых остров (топориков и Ари камень). Расположены они в Беринговом море в примерно 200км от Побережья Камчатки, но отделены от нее глубоким океанских желобом (4-5 км). При этом по факту они являются крайними островами Алеутской гряды тянущейся от западного побережья Аляски. Это последняя часть так называемой Русской Америки. Благодаря расположению и нескольким океанских течениям подходящим к островам здесь совершенно особый климат и животный мир. А океан здесь никогда не замерзает. Все эти острова и прилежащая к ним 30 километровая акватория-являются биосферным заповедником.

    Экспедиция на Командорские острова. Как это было / Фото из России
    // torchuck.livejournal.com

    Так же во многом из-за особенностей погоды на острова весьма не просто попасть. Дождь, туман, сильный ветер - вот визитная карточка этих мест. Грунтовая полоса далеко не всегда готова принять даже те 2-3 небольших рейсовых самолета в неделю. Для того чтобы рейс состоялся надо чтобы одновременно была хорошая погода сращу в трех аэропортах: Елизово(Петропавловск) Усть-Камчатск(где осуществляется дозаправка) и собственно Никольское (остров Беринга). И это, скажу я вам, та еще лотерея! Даже если в тот день на который у вас билет есть вылет, не факт что вы улетите- так как возможно что в самолет не войдут даже те, кто не улетел в предыдущие дни. И мы были единственные кто улетел "во время", и то благодаря тому что дали дополнительный борт. Остальные это были пассажиры за предыдущие несколько дней.

    Экспедиция на Командорские острова. Как это было / Фото из России
    // torchuck.livejournal.com

    Из-за приграничной и заповедной зоны, попасть сюда на корабле ничуть не проще. Есть всего два-три корабля, имеющих нужные разрешения, которые время от времени привозят туристов. Причем за совсем не бюджетные деньги. Для себя я определил примерно так - если острова захотят чтобы ты приехал, тебе повезет и с погодой и со всем остальным. Если нет... то можно и за целый месяц ничего не увидеть. Половину из которого вы проведете сидя на чемоданах. Так что это большой риск. Но и ставка высока как никогда.

    Экспедиция на Командорские острова. Как это было / Фото из России
    // torchuck.livejournal.com

    Мест в мире, где вы можете увидеть что-то подобное почти нет. На ум приходят сравнения разве что с Галапагосами и ходом сардин в Юар. Огромное разнообразие китов и ластоногих. При этом так же вы можете увидеть удивительный и разнообразный подводный микро-мир (а мне есть с чем сравнивать). Плотность, разнообразие, яркость - приводят к тому что за час вы врятли осилите осмотреть больше десятка метров. Мне больше ни разу не удалось) По хорошему можно провести все погружение вокруг одного большого камня и ни разу не повториться.

    Экспедиция на Командорские острова. Как это было / Фото из России
    // torchuck.livejournal.com

    Да здесь не будет сервиса и все придется делать самому. Таскать не только оборудование но и лодку с мотором. Зато каждая поездка это приключение, это открытие чего-то нового. Шанс увидеть и снять то, чего до вас никто не видел и не снимал.

    Экспедиция на Командорские острова. Как это было / Фото из России
    // torchuck.livejournal.com

    Каждый день проведенный на островах дарил нам новые впечатления и новые эмоции. Не смотря на имеющийся у каждого из нас приличный багаж путешествий, почти все было в новинку. Дайвинг в водопаде и дрифт в реке. Исследование влияния типов ласт на отношения с ластоногими. Роль большой игрушки для молодых котиков и тюленей. И каждый раз нужно заново подбирать снаряжение и комплект фототехники. Сухой или мокрый костюм, с баллоном или без. Количество и тип света. Настройки фокусировки и многое другое. И каждый вечер просмотр материала и попытка угадать погоду на завтра. А значит и место и особенности съемки. Использовать надо любой, даже самый непроглядный вариант с противным дождем, ибо не факт что будет лучше. В итоге мы пропустили все два дня, когда от ветра тряслись даже стены дома. Подводные съемки что с резиновой лодочки, что в зоне прибоя в такую погоду абсолютно бесперспективны.

    Экспедиция на Командорские острова. Как это было / Фото из России
    // torchuck.livejournal.com

    В целом же нам с погодой везло- половина дней была солнечными. А так надо быть готовым к тому что за две-три недели может выпасть всего один погожий денек, да и тот в день прилета или вылета) И если вправду захотите туда попасть, да еще и во время, то готовите бубен, или другой какой инструмент для заклинания ветра, дождя и тумана. Да еще наверное и течений, так как здесь тоже могут быть сюрпризы: за день вода может похолодать вдвое. При так же изменится ее прозрачность и оттенок.

    Экспедиция на Командорские острова. Как это было / Фото из России
    // torchuck.livejournal.com

    Ну а на последок скажу что острова найдут чем удивить каждого. Кого рыбой, кого живностью, а кого и тем, что море взбрасывает на берег. Не даром книга алеутской кухни начинается с фразы:"если на берег выбросило кита"...)

    Перелет

    Сам перелет по маршруту Петропаловск-Усть-Камчатск - Никольское требует отдельного рассказа и даже не потому что это один из самых непредсказуемый рейсов в стране, но и потому что вы, если повезет, сможете увидеть из окна.

    Экспедиция на Командорские острова. Как это было / Фото из России
    // torchuck.livejournal.com

    Перелет можно условно разделить на три части: 1) окрестности Елизово(Петропавловска) Здесь и Авачинская бухта и первые вулканы и удивительно красивая пойма реки совсем рядом с аэропортом.

    Экспедиция на Командорские острова. Как это было / Фото из России
    // torchuck.livejournal.com

    2) собственно перелет над Камчаткой. Самолет небольшой и по этому высота полета тоже не большая. Больше часа вы будете лететь над границей гор и моря. Особенно красивые участки ждут вас в районе Усть-Камчатска.

    Экспедиция на Командорские острова. Как это было / Фото из России
    // torchuck.livejournal.com

    3) ну и наконец первое знакомство с островом Беринга. Очень интересно посмотреть на его берега, озера и небольшое поселение приютившееся с боку. С воздуха остров выглядит как зеленая клякса на синем фоне(по крайней мере летом).

    Экспедиция на Командорские острова. Как это было / Фото из России
    // torchuck.livejournal.com

    Как вы понимаете, с погодой нам повезло) Единственная проблема, помимо грязных и поцарапанных стекол, это крыло и пропеллер, перекрывающий солидную зону почти во всех иллюминаторах. Но разве это может остановить когда под тобой такая красота?

    Экспедиция на Командорские острова. Как это было / Фото из России
    // torchuck.livejournal.com

    Ну последняя неожиданность ожидает уже по приземлении. Аэропорт здесь выглядит как чистое поле. Нет даже толком полосы-она грунтовая. Кстати это одна из основных причин отмены рейсов. Полоса размокает от нередких тут дождей.

    Ну а дальше, собственноручно выгрузив весь багаж из самолета, вы отправляетесь знакомиться с новым миром.

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    torchuck
    06/10/2014

    Страницы: 1 




    Новости из России

    28.03.24 Uzbekistan Airways на один день снизила цены на несколько направлений
    26.03.24 Red Wings будет выполнять рейсы между Санкт-Петербургом и Ярославлем
    Стоимость авиабилетов в "экономе" резко выросла
    Nordwind полетит из Томска в Махачкалу
    В Гурзуфе открылся музей Константина Коровина
    25.03.24 Nordwind Airlines возобновит рейсы между Пермью и Мурманском
    Авиаперевозчики бесплатно предоставляют билеты пострадавшим в теракте и их родственникам
    Транспортные компании из-за теракта разрешают вернуть или поменять невозвратные билеты
    Пассажиров просят прибывать в аэропорты и на вокзалы заранее
    21.03.24 Nordwind начнет совершать рейсы из Махачкалы в Нижневартовск