Страницы: 1
Знаменитый Александр Гюстав Эйфель - создатель Эйфелевой башни - был арестован, Фердинанд Лессепс - выдающийся инженер своего времени, автор прорыва Суэцкого канала - сошел с ума, а король Испании Филипп II запретил даже думать о подобных проектах.
Да, дело было именно так. Первые мысли о соединении двух океанов пришли испанцам в XVI веке. Слишком долгим и опасным был путь вокруг Южной Америки. Но король Испании Филипп II наложил запрет на рассмотрение подобных проектов, поскольку "что Бог соединил, человек разъединить не может".
А первую попытку прорыть Панамский канал осуществили французы. В 1879 году Фердинанд Лессепс, под руководством которого к тому моменту уже был прорыт Суэцкий канал, и Александр Гюстав Эйфель, известный своей грандиозной Эйфелевой башней, организовали "Всеобщую компанию межокеанского канала", которая обещала стать очередной выдающейся стройкой века. Акции компании приобрели почти миллион человек, и десятки тысяч французов отправились в Колумбию (тогда территория принадлежала Колумбии) на работы.
Однако через девять лет стало понятно, что затея провалилась. Компания обанкротилась - потратили 300 миллионов долларов (почти в 2 раза больше, чем предполагалось), а выполнили только треть работ. Причин было несколько. Главная - неправильный проект. Фердинанд Лессепс настоял на том, чтобы канал был прорыт на уровне моря по примеру Суэцкого канала, без шлюзов и спусков/подъемов. На этом, собственно, и обанкротились - уперлись в тяжелые породы. Плюс, низкое качество руководства организацией работ и невозможность справиться с тропическими болезнями - малярией и жёлтой лихорадкой, косившими работников. Есть сведения, что в результате той кампании погибли по меньшей мере 20 тысяч человек. Газеты трубили, что французы везут с собой на стройку собственные гробы, слово "Панама" стало синонимом аферы и мошенничества в грандиозных масштабах, а тысячи владельцев акций "Панамская авантюра" окончательно разорились.
Фердинанд Лессепс и Александр Эйфель были обвинены в крупномасштабном мошенничестве, бездарном управлении компанией и неправильном расходовании средств и приговорены к различным срокам тюремного заключения и штрафам. Компанию решено было распустить, проект остановить. Фердинанд Лессепс не пережил разочарования и сошел с ума.
Далее за дело взялись американцы. В 1902 году за 40 миллионов долларов они выкупили имущество "Всеобщей компании" и попросили у Колумбии в долгосрочную аренду полоску земли за 10 млн единовременно и 250 тысяч годовых. Богота отказалась. И тогда американцы спровоцировали революцию, в результате которой упрямая Колумбия потеряла часть территорий, а на карте мира появилась независимая Панама.
Как раз к этому времени в Гаване было установлено, что жёлтая лихорадка передается комарами, и был предложен метод снижения опасности жёлтой лихорадки путем уничтожения среды обитания комаров. Помня о неудаче первой попытки прорыть канал, американцы сначала направили в поход большую экспедицию, возглавляемую Уильямом Горгасом - 1500 человек - на истребление комаров. Небывалая по масштабам кампания по осушению болот, вырубке мелких деревьев и кустарников, сжиганию травы, разбрызгиванию масел, уничтожающих комариные личинки в очагах размножения очень скоро принесла положительный результат - опасность заражения была сведена к минимуму.
К сооружению канала военное министерство США приступило в 1904 году. Главным инженером канала стал Джон Фрэнк Стивенс. На этот раз был выбран правильный проект: шлюзы и озера. На строительство потребовалось 10 лет, 400 миллионов долларов США и 70 тысяч рабочих, из которых, по американским данным, около 5600 человек погибло. Утром 13 октября 1913 года президент США Томас Вудро Вильсон в присутствии многочисленных высокопоставленных гостей, собравшихся в Белом доме, направился к специальному столику и величественным жестом нажал на золочёную кнопку - кабель длиной четыре тысячи километров, специально проложенный от перемычки у Гамбоа к Белому дому: мощный взрыв сотряс влажный тропический воздух в четырёх тысячах километрах от Вашингтона, на Панамском перешейке. Двадцать тысяч килограммов динамита разрушили у города Гамбоа последнюю преграду, разделявшую воды Атлантического и Тихого океанов.
Вот такая история. И переходим к дню нынешнему.
Канал работает 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Проход, разумеется, платный. Круизное судно, к примеру, платит за проход порядка 315 тысяч долларов, небольшая яхта - $500. Для контейнеровозов плата рассчитывается в зависимости от их вместимости, выраженной в объёме стандартного 20-футового контейнера - $49 за каждый контейнер.
Американский проект оказался гораздо удачнее французского. Канал состоит из двух искусственных озёр, соединённых каналами и углубленными руслами рек, а также из двух групп шлюзов. Разница между уровнем Мирового океана и уровнем Панамского канала составляет 25,9 метра.
Ступенчатые шлюзы поднимают и опускают корабли на другой уровень воды.
Для автомобилей сделаны специальные перемычки-дороги, по которым можно проехать, пока суда ждут.
В последний момент, когда вода схлынет из шлюзовой камеры, автомобильная дорога разводится.
Створки убираются в специальные ниши.
И вход для корабля в камеру открыт. Все шлюзы канала - двухниточные, что обеспечивает возможность одновременного встречного движения судов по каналу. На практике, тем не менее, обычно обе нитки шлюзов работают на пропуск судов в одном направлении. Размеры шлюзовых камер: ширина 33,53 м, длина 304,8 м, минимальная глубина 12,55 м. Если судно слишком тяжелое, то рядом есть огромные краны, которые разгрузят контейнеры и отправят их к другому океану по железной дороге.
Судно идет по шлюзу своим ходом со скоростью 3 мили в час, а точность прохода контролируют тросами от 4 до 8 "мулов".
Мулами тут называют специальные небольшие железнодорожные локомотивы на электрической тяге. Их задача - центровать с помощью тросов корабль в шлюзе, чтобы тот не касался стенок во время движения и изменения уровня воды.
На входе в первый шлюз буксиры-толкачи помогают большому судну не развернуться и точно войти в камеру. Потом уже локомотивы держат тросами корабль с двух сторон на носу и корме.
Канал пропускает через себя суда самых разных типов - от частных яхт до огромных танкеров и контейнеровозов. Максимальный размер судна, которое может пройти по Панамскому каналу, стал фактически стандартом в судостроении, получив название Panamax. Большие суда идут почти вплотную к стенкам шлюзовых камер. Наш лайнер, например, имел зазор не больше полуметра с каждой стороны.
Разумеется, все друг друга фотографируют и машут руками, желая хорошей дороги. Проход по шлюзам занимает до двух часов, больше по сути заняться нечем.
После шлюзов выходим в искусственное озеро Гутан, образованное после постройки плотины Гутан через реку Чагрес. Здесь ждут очереди на проход в обратную сторону другие суда. Помимо платы за проход, желающие могут купить еще право безочередного прохода. На аукционе. Говорят, за такое право в 2006 году танкер Erikoussa заплатил 220 тысяч долларов.
Ну а мы идем не спеша по каналам, озерам и рекам все ближе и ближе к Тихому океану.
И вот уже Панама-Сити на берегу. Даже издалека очевидно, что живут хорошо, не бедно. Что, в общем, и понятно. :-)
Весь проход по Панамскому каналу у нас занял шесть часов.
Еще одна мечта сбылась!
17/12/2013
Страницы: 1