Так уж сложилась судьба, что в столице КНР я не был четверть века. Все как-то мимо столицы носило. Вроде и знал по бесчисленным фото и видео, что город неузнаваемо изменился, вроде бы и удивляться уже нечему... Но когда пересекаешь огромный мегаполис (100 на 120 км только в пределах официально признанных границ) по шестиполосному автобану с бульваром посредине, да еще с парой велосипедно-мотороллерных дорожек по краям (а есть еще и тротуар!), поневоле хочется отыскать в загашниках памяти виды того, старого Пекина. С его узкими вонючими улочками и толпами одинаковых фигур в защитного цвета френчах. А когда гид начинает говорить, что мол "пробки у нас ужасные, потому движение машин в городе ограничено", а ты медленно, да - но со скоростью 20-25 км/ч таки двигаешься в плотном транспортном потоке, то и вовсе кажется, что крыша немного того... уползает.
Пекин
Впрочем, все это можно увидеть в сети в тысячах вариантов, потому снимать особо этот современный город с лесом высоток и безукоризненно организованной транспортной системой (одних автобусных маршрутов 900 и билет стоит 5 рублей на наши деньги!) я не стал - моветон таки, да и "за державу обидно". Больше интересны были те места, которые с течением времени измениться вряд ли смогли бы.
В силу того, что поселились очень удачно - практически в историческом центре города, ближайшей точкой притяжения оказался императорский летний дворцово-парковый комплекс на юго-востоке столицы.
Огромный массив зелени тянется вокруг большого озера, десятки павильонов, галерей и аркад.
Практически бесконечные дорожки вьются вокруг озера то через тенистые дворики, где увлеченно наигрывают на своих загадочных инструментах весьма колоритного вида уличные музыканты...
То выводят к изысканным павильонам, отражающимся колоннами в сером зеркале воды.
И тут же бравые стражи, чья неподвижность и чопорность резко контрастируют с вольницей одежд музыкантов и туристов. Немного непонятно, что они здесь охраняют, но в чужой монастырь, как известно...
У входа во внутренний дворик, где намечается церемония по случаю проведения Года туризма России в КНР, встречает такая вот колоритная девушка в национальном костюме.
На фото не видно - но на ногах у неё сандалии с подошвой в виде маленькой - едва больше чайной чашки - полукруглой платформы "копытцем" - как они на этом ходят, непонятно...
Чуть в стороне работают мастера народных промыслов. На лету, без каких-либо схем и проектов, они вырезают из тонкой цветной бумаги изумительной красоты салфетки. Вяжут из шнурков сувениры или расписывают каллиграфией свитки.
А это уже роспись тонких стеклянных вазочек - не менее ювелирная, надо сказать, работа, да и стоит такой хэндмейд вполне серьезных даже по нашим понятиям денег. Но все равно красиво.
Тут же экспонируются древние артефакты, что и неудивительно - комплексу много более тысячи лет и за эти годы его культурное наследие явно способно наполнить собой коллекцию не одного музея.
Ну и куда же без традиционного для этой древней страны театрального действа. Вот танцуют огненные драконы.
Вот демонстрируют чудеса эквилибристики юные (ну по крайне мере мне так показалось - попробуй угадай возраст?) гимнастки.
Довелось и знаменитую пекинскую оперу послушать. Красочно, мощно, колоритно. Само действо сильно "на любителя", но масштаб и тщательность исполнения впечатляют.
Впрочем, китайцам и в повседневной жизни театральности не занимать. Вернее я бы даже так сказал - у них она в крови. Как и простоты нравов и тяги к активному образу жизни. Вот обычные горожанки танцуют под только одним им слышимый ритм прямо на дорожках парка вокруг храма Неба.
Вот по соседству играют в довольно колоритную разновидность бадминтона (ногами!) - прямо среди толп туристов.
И более традиционный бадминтон не забыт, правда сам инвентарь необычный. Не помеха "спортсменам" и дедок, прямо тут же с чувством отрабатывающий движения тайцзицюань.
А вот и сам храм Неба - колоссальное сооружение, довольно просто выглядящее на фотографии, а на самом деле поражающее своими масштабами.
Шутка ли - XIX век, более 230 тысяч кв. км площади (самый большой храмовый комплекс в КНР), 360-метровая широченная дорожка между двумя алтарями - внутренним и внешним, десятки ворот и портиков. И многие сотни километров балюстрад, перил и крыш, тщательнейшим образом отделанных глазурованной черепицей.
Солнце плавит древние камни, вокруг тысячи людей - явление для исторических памятников страны обычное, так что приходится искать убежища в тени древних храмов.
Визитная карточка древнего Китая, несомненно, огромный (720 тыс. кв. м) музейный комплекс Гугун, или Цзыцзиньчэн ("Пурпурный запретный город"), расположенный в самом центре Пекина, севернее столь же обширной площади Тяньаньмэнь. Говорят, что для того, чтобы сфотографировать или охватить его взглядом целиком, надо подняться над землей как минимум на 150 метров. В это охотно веришь, еще только приближаясь к воротам этого древнего (XV в.) комплекса. Широченный ров, ровный прямоугольник увенчанных зубцами толстых стен, по углам более смахивающие на крепостные башни мощные пагоды.
Огромные внутренние пространства с десятками лестниц и платформ...
Витиеватая резьба крыш - каждый сантиметр чем-нибудь да украшен.
Даже пара солнечных часов есть - зачем правда столько, да еще всего в десятке метров друг от друга, непонятно. Наверное, для точности.
Бродить здесь можно часами, но опять же - жара и тысячи экскурсантов делают свое дело, потому с трудом пробираюсь к выходу, который венчает вот такое колоритное сооружение.
Над изъеденной эрозией скалой возвышается живописная пагода, игравшая в древности роль дозорной вышки. А под ней - сплетенные стволами сосны, являющиеся символом вечной любви - снять их без присутствия в кадре страждущих этой самой любви оказалось попросту невозможно - очередь, панымаишь!
Отойдя от дворца буквально с пару кварталов, попадаешь в район старой застройки Шишахай, обрамляющей Гугун практически по всему периметру. Хутуны, как их называют сами китайцы, имеют весьма неоднозначный вид. С одной стороны - это туристический аттракцион, где по тщательно отреставрированным кварталам вас будут катать велорикши, а за невзрачными серыми стенами может прятаться уютный отель, принимавший олимпийцев. С другой - один из престижнейших районов столицы, участки в котором стоят бешеных денег, поэтому тут и там снуют "мерседесы", видны довольно толково упрятанные в лабиринте переулков стройплощадки, где тихо и без пыли ведется то ли строительство, то ли реконструкция старых домов.
А это - китайский файерволл, установленный на входе в один из домов и призванный защитить от злых духов. Он украшает глухую стену мощеного пятачка прямо перед зигзагообразным входом во двор, и на первый взгляд кажется донельзя нелогичным.
Однако любой китаец с детства знает, что злые духи по природе своей - существа донельзя необразованные, трудов Мао отродясь не читали, а потому ходят только по прямой, и войдя во двор, тут же упираются носом в эту мандалу, после чего поплачут-поплачут от бессилия да и уползут откуда пришли. Вот такая вот метода защиты, межсетевой, так сказать, экран. Впоследствии с радостью (а якжешь, приобщился к древнему знанию!) обнаруживал аналоги этого символа практически во всех старых постройках.
Ну а это - интерьер дома, защищенного таким вот волшебным образом. Дома старого, с историей, а потому тщательно оберегаемого и превращенного в своеобразный музей. Не могу отделаться от ощущения, что свободного места в помещении гораздо меньше, чем мебели и перегородок. Как тут жить - уму непостижимо. Однако такую же планировку видел впоследствии неоднократно, так что похоже, что так вот и жили веками - снаружи больше, чем внутри.
21/06/2013