На следующий день после посещения Цзюйюнгуаня, очевидно не "наевшись" Великой Стены, отправился на участок Мутяньюй.
Стартовым пунктом для посещения большинства участков Стены северо-восточнее Пекина является автовокзал Дунчжимэнь, рядом с одноимённой станцией метро 2-й ("синей") кольцевой линии - от Тяньаньмынь минут десять.
Выход Б - пройти немного прямо, мимо выхода с конечной Аэропортовского экспресса, и свернуть налево, где и будет вход на подземную автостанцию. По указателям пройти к конечной 916-го автобуса, связывающего Пекин с уездным городком Хуайжоу. Ходят они с 6:30 до 19:30 (некоторые - и до 22-го часа), утром и вечером часто - каждые 5-10 минут. Ехать чуть больше часа, 4,8 юаней по транспортной карте-туну.
В Хуайжоу выходить надо на остановке Цинчун Лу или Хуайжу Бей Дацзе. Там обычно набирают пассажиров минибасы до Стены, 30-40 юаней. Время на ожидание терять не хотелось, поэтому взял такси, 100 юаней без торга.
За полчаса с небольшим докатили до входа, где ещё только-только открывались сувенирные лотки.
Мутяньюй расположен в 90 километрах от Пекина. Современная реставрация была проведена в 1983-1984-м (собственно Мутаньюй и был вторым отреставрированным участком после Бадалина и как раз на его открытии Дэн Сяопин призвал китайцев дружно реставрировать Стену), в 2009-м продолжена.
Билет стоит 45 юаней, открыто с 7:00 до 18:30. Конечно, можно за 5 минут и 50 юаней на подъёмнике доехать до 14-й башни, но это неправильный путь. Как знает любой истинный китаец, на Стену надо идти пешком. И идут, в том числе и совсем дряхлые пенсионеры.
Поднялся минут за 25-ть по лестнице, на обоих развилках брать правую тропу, чтобы выйти к 6-й башне. От неё сначала прошёл направо, на восток.
Поначалу были облачка, но часам к 11-ти они развеялись и ярко светило солнце, при этом дул сильный ветер, так что погода для стенохождения просто идеальная. За спуском вниз, к 4-й башне-переходу.
Будет подъём к 1-й башне.
За первой башней идёт уже неотреставрированный участок, куда теоретически ходить нельзя - соответствующий щит стоит.
На практике никаких препятствий нет, идёт довольно хорошо протоптанная тропа.
Затем пошёл назад, на запад.
Налево идти гораздо легче, довольно пологие подъёмы-спуски,
Регулярно попадаются торговцы с разными водой-шоколадками-сувенирчиками. Поллитровая бутылка воды стоит дикие 10 юаней. Есть и несколько ослов для уставших путников. Наибольшая концентрация посетителей в районе 14-й башни, где подъёмник кончается.
Многочисленные иностранцы, китайцы, вплоть до целых школьных классов.
На склоне хорошо видны пять громадных иероглифов, складывающихся в надпись "Председателю Мао верны" - её сложили на склоне безвестные хунвейбины в 1968-м, в самый разгар "культурной революции". При реставрации Стены надпись решили оставить. Главная лестница ведёт к 20-й башне - она длинная, но не такая крутая, да и ступеньки нормальные.
Хотя подниматься тяжело именно из-за длинны. Это конец отреставрированной секции длинной около трёх километров, на выходе такая же табличка "Не ходить".
Всего на прохождение всей отреставрированной секции ушло часа два. Дальше ходят, там ещё даже торговцы сидят. После 20-й башни до следующей идёт простой подъём, а затем ещё одна лесенка
Есть и участки, где ведётся реставрация.
Четверть часа ходьбы - вот и конец Мутяньюй, обозначенный красным флагом над 24-й башней и калиточкой.
К отреставрированному участку Мутяньюй примыкает один из самых впечатляющих "диких участков" Стены - Цзянкоу. Небольшое предупреждение. Теоретически ходить туда нельзя, но можно, на свой страх и риск. В хорошую погоду для человека в нормальной физической форме, нормальной нескользкой обуви и нормальными нервами ничего особо сложного нет. Ещё надо обязательно прихватить перчатки для рук - иначе в кровь их исцарапаете ветками и камнями.
Края довольно дикие - мобильник сеть не ловил совершенно. Тропа заметная,
хотя порой и идёт по краю стены.
Ещё всё заметно заросло деревьями и кустарниками, местами через которые приходится продираться. Перед 3-й разрушенной башней будет немного лестницы.
Вообще, в разрушенных башнях надо быть осторожней - пол завален камнями, а свод очень низкий, голову берегите. Пожалуй, именно разрушенные башни наиболее сложны для преодоления. Кое-где приходится подтягиваться на руках, где-то пролезать в неширокие отверстия.
Постепенно дорога ощутимо поднимается вверх и ещё после пары-тройки разрушенных башен начинается подъём на Хюцзяобянь (Воловий рог).
Просто лазанье под углом 50-60 градусов вверх, по плитам.
Карабканье по плитам заняло почти полчаса, с несколькими остановками для отдыха - хотя вниз лучше не смотреть.
Вот и разрушенная башня на вершине.
Высота 1065 метров, дует сильнейший ветер.
Спускаться налево гораздо легче - кое-где сохранились остатки ступенек, да и не так круто.
Хотя порой попадаются и такие камнепады.
Конец пути уже виден -
К последней башне западной части Цзянкоу - Чжэнбэйлоу (Островерхая северная башня) - ведёт пологий подъём.
Участок Цзянкоу на этом не заканчивается, но для прохождения восточной части надо спуститься на север в долину и подняться на Стену заново.
А же решил на этом закончить 4-часовое стенохождение
И начал часовой спуск по крутой тропе на юг, в долину.
В долине за полчаса дошёл до остановки бывшего 936 автобуса, идущего на автовокзал Дунчжимэнь
13/02/2013 11:57
Материалы по теме
- Страны: Китай
- Города: Пекин
- Фоторепортаж: Великая Китайская стена - участок Цзюйюнгуань, 24.01.2013
- Фоторепортаж: Великая Китайская стена, Бадалин, 31.10.2012
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.