Чжэнчжоу
Всего час полета отделяет столицу провинции Хэнань от Пекина. Но как будто попадаешь в другую страну - сразу по выходе из аэропорта сильный ливень заставляет буквально бегом мчаться к микроавтобусу. Китайцы говорят - "весенний дождь дороже масла", поскольку урожай в этом жарком климате зависит именно от осадков. Ну вот, будем надеяться, что немного урожая мы им привезли.
Вообще Чжэнчжоу, по опыту Пекина, уже воспринимался весьма адекватно. Это крупный и динамично развивающийся город с быстро растущим населением, повсюду видны массово сносимые малоэтажки и стремительно растущие на их месте высотки.
Причем ни шума, ни обычной для строек грязи здесь нет и в помине - буквально под стенами новостройки вовсю шумят людные улицы и рынки, и никому в голову не придет в испуге поднять голову вверх.
Движение на улицах здесь, впрочем, чуть хаотичнее, чем в столице - огромное количество мопедов, мотоциклов, велосипедистов, причем все они едут по специальным боковым полосам навстречу друг другу и истошно сигналят - но никто никого не цепляет, все чинно и благородно. Время от времени наталкиваешься взглядом на какие-то массовые сборища моторизованного народа - что они делают, совершенно непонятно, но седла никто не покидает.
Почтенные дамы в уже привычном по другим странам Юго-Восточной Азии прикиде - в куртке "наоборот" и маске на лице - деловито снуют по тротуарам - опять же никому не мешая. Девушки в деловых костюмах лихо лавируют в потоке на скутерах. И - ни одного "гаишника" на примете... Как они тут так легко уживаются на дорогах - непонятно.
Несмотря на вечер и накрапывающий дождик отправляемся осмотреть Железную пагоду храма Ю Го в городе Кайфын. По-сути мы и живем в этой древней столице Китая (вернее - одной из), а не в самом Чжэнчжоу, поэтому ехать недалеко. Сама 18-ярусная пагода, построенная в XI веке, имеет высоту 56,8 метра и железной все-таки не является. Возвели её из глазурованного кирпича 50 видов, который и придает ей характерный серо-стальной цвет.
Вокруг разбит живописный парк с различными храмовыми постройками (сам монастырь как таковой был разрушен разливом реки Хуанхэ в XIX веке), озером, несколькими прудами и множеством статуй.
Весь комплекс является одним из главных памятников архитектуры эпохи Сун, столицей которой и был Кайфын. Впрочем, он же был центром еще шести различных ветвей правящих фамилий, потому гордо носит имя "города семи династий". Интересно, что здесь же сохранилась и единственная в стране крупная еврейская община, ведущая свою "родословную" аж с XII века.
В ротонде на берегу озера попадаю в компанию молодых китайцев, много и с удовольствием снимаем друг друга и всех вместе, делая традиционную "викторию" и вопя "нихао" ("здравствуйте" по-китайски), потом чуть посидел в компании местных рыбаков (да, тут вот так просто - тихо порыбачил в храмовом озере, и никакой тебе лицензии!). Даже в такую "нелетную погоду" здесь на удивление тихо и спокойно, лишь легкий отзвук колоколов, установленных в карнизах пагоды, вмешивается в монотонный шелест дождя. Экспресс-медитация проходит тихо и безмятежно.
С утра, все под тем же серым небом, едем в храм Да Сян Го Сы (так нам написал гид, во всех путеводителях он обозначен как Дайсянго-сы. Построенный аж в 555 году, сейчас он расположен прямо посреди многоэтажек центра города. Но пройдя ворота, мигом попадаешь в мир древности и размеренного течения времени. Вот отполированная прикосновениями тысяч рук статуя, чей аллегорический смысл для меня так и остался неизведанным.
А вот заставленный курильницами и пагодами внутренний дворик перед храмом 1048-рукого и 1048-глазого Будды (да-да, именно так!).
А вот и сам Будда, за всем надзирающий и всем управляющий. Характерно, что войти в это священное место может абсолютно любой, да и молиться разрешено человеку любой веры и конфессии.
Вот украшенная свастиками и молельными ленточками беседка перед входом в один из молельных залов.
А вот и сами молящиеся жгут сандаловые палочки у курильни. Как говорится - и стар, и млад.
Есть еще и прудик с красноухими черепахами и золотыми рыбками, несколько очень живописных тихих дворов и пагод - но все это показать в рамках одного репортажа весьма затруднительно. В общем - очень приятное и какое-то душевное место.
Чуток развёдривается, поэтому заезжаем в огромный городской парк Циньминь (Qingming Riverside Landscape Garden).
Построенный по проекту... впрочем нет, тут это слово неуместно. В общем так - мастер периода династии Сун по имени Чжэнь Цзюань (Zhang Zeduan чтоб не путаться в сложнейшей местной транскрипции) создал огромный свиток, в котором отобразил, как должно выглядеть классическое по его мнению место для отдыха и медитации. Через много веков трудолюбивые китайцы взяли да и воплотили в реальность этот средневековый документ, ловко "встроив" в классическую по современным меркам историко-культурную зону и старые пагоды, и участок речного русла, и каменные россыпи в стиле японских ландшафтных садов, и колоритные мостики (один даже разводной!), и десятки лавочек и аттракционов. В итоге получилось что-то "весьма туристическое", но от этого не менее красивое. Вот девушки в народных одеждах с удовольствием позируют перед камерами.
Вот туристы и местные жители кормят золотых рыбок в пруду - их там реально сотни, и все оч-чень голодные!
Вот пенсионерки под руководством мастера разучивают танцы - весьма милое на самом деле зрелище.
А вот вид на парк с колоритного "горбатого" моста, построенного в средневековом китайском стиле.
В общем - часок побродить здесь да отдохнуть под ивами или в чайной - весьма пристойное времяпрепровождение. Что и демонстрируют сотни посетителей, и это при том, что билет в парк стоит довольно недешево - порядка тысячи рублей на наши деньги.
Поместье Канбайвань
Затем едем в Лоян - крупный областной центр в 100 км к западу от Чжэнчжоу. Как раз по дороге лежит одна из главных достопримечательностей области - поместье Канбайвань.
Это обширный (площадь только построек около 64 тысяч кв. м, а ведь есть еще огромный двор и множество внутренних садов) и больше похожий на крепость комплекс всевозможных построек, принадлежавший крупнейшему коммерсанту эпохи династии Мин Кан Инкую. Кан - и есть его фамилия, а "байвань" переводится как "миллионер". Это был богатейший человек своего времени - и выстроенный по его указанию комплекс соответствует статусу. Хитросплетение внутренних переходов и двориков...
... выводит к хорошо укрепленным воротам...
... над более похожей на крепостную стеной.
Внутри множество построек с характерной "тесной" планировкой, глубокие подвалы для золота и серебра (некоторые действительно поражают воображение - муляжи слитков также присутствуют), кладовые для припасов (характерно, что под них отведены вторые этажи зданий), зеленые сады и тенистые дворики. Вот этой лозе, например, уже более 300 лет - и она плодоносит!
А около спуска под ворота высится такой вот зверь-охранитель. Опять черепаха, да-да! Символ богатства и успеха. Ей надо потереть голову - и тогда у вас будет столько же денег, как у Кан Инкуя. Проверим. :)
В общем - весьма характерная экспозиция жизни средневековой знати.
21/06/2013