Страницы: 1 2
А дальше выход к морю и потрясающая езда по линии отлива. Это непередаваемо, когда машина не шелохнувшись, летит там, где еще час назад была вода. Эти 20 километров были самыми впечатляющими именно по драйверским ощущениям.
Еще немного моря. У северных морей есть что-то притягательное. Пусть следующая фотография и не будет живописнее какой-нибудь красочной съемки Красного моря, но зато чувства, когда сидишь на берегу, сильнее и спокойнее одновременно. Если немного отвлечься, то весь север, все наше путешествие, оказалось не набором чего-то, не отдельными красивыми кусками, даже не отдельными впечатлениями, а каким-то невероятным погружением, как будто я заснул, и мне все это долго снилось, а проснулся уже снова в Нижнем Новгороде. Это было очень необычно.
Конечно, остров Дьявола. Он же Чаячий камень. Мы, было, решили к нему не возвращаться, потому что проехали мимо, о чем нас честно и предупреждали наши случайные знакомые, но подъехали к увиденному издалека Defender'у поздороваться и обменяться впечатлениями. А ребята как раз разбили лагерь там, где камень был виден. Ну что сказать, аметистовый берег, дымка на горизонте, полностью его размывшая, совершенно гладкая вода и загадочный камень, огромный вблизи и еле заметный, стоит отойти, долго не отпускали меня. Это был последний раз в путешествии, когда я не мог отпустить кнопку фотоаппарата. А советы про то, что надо бегать, бегать и еще раз бегать, подарили мне вот такой кадр
Ну а дальше тоня Тетрина. То место, описание которого сулило впечатлений не больше любой деревянной церкви, оказалось если не раем на земле (трудно назвать раем место, находящееся за полярным кругом, как ни крути), то как минимум очень разносторонним.
Радушный хозяин, который в одиночку, за смешные деньги, получаемые с туристов, создал не просто музей поморского быта и военных действий на севере России, но и необычайно приятную атмосферу.
Судя по отчетам, пребывание на тоне у каждого свое: прямо до нас девушка там рыбачила удочкой целую неделю, кто-то изучает кипы сохранившихся документов, кто-то приезжает только посмотреть снаружи, кого-то вообще выгоняют оттуда чуть ли не пинком, а у меня там было по-своему, пусть и похоже на кого-то, но точно необычно и незабываемо для меня.
Нас накормили ухой и жареной селедкой. Пальцы хотелось не облизывать, к чему нежности, а просто откусить. Особенно когда селедка заканчивается. Для меня было шоком, что селедку жарят (говорят, только беломорскую), а потом и сам вкус
А уха из только что пойманной семги... нет, не преувеличение, действительно пойманной прямо при нас. Какой ресторан, чтобы подать уху из семги, может запросто сесть на лодку, проверить сети, принести семгу и сварить ее?
Нам рассказали о быте поморов, как они пришли сюда, как выжили, как открывали быт заново, что бы выжить и позже процветать.
Нам показали как ловить рыбу, как ее обрабатывать и хранить, как сделать лодку, как хранить шкуры.
Нам рассказали о войне. Совсем с другой, неожиданной стороны - стороны человека, который ее щупал и изучал, а не читал книги.
Нам дали самим погулять и все посмотреть поближе.
И насладится чудесной солнечной погодой.
Но апофеозом того прекрасного дня стала, конечно же, баня.
И даже больше не сама баня, а ванна, подогреваемая на огне, с морской водой и водорослями. Сколько в модном SPA-салоне стоит такое удовольствие? А откуда в нем настоящие водоросли и морская вода?
Ну и самое главное, откуда в SPA-салоне может взяться вот такой вид? Вы только представьте, что значит сидеть в горячей морской воде с водорослями, после бани, когда перед тобой море, синеву которого не передаст ни одна фотография, а на горизонте медленно плывет корабль.
Да и все остальное там очень медитативное. Если вспомнить сейчас весь день и отбросить эмоции, то большую часть времени я не делал там ничего. Совершенно. Но на самом деле, мысли выстраиваются в стройные ряды, когда ты сидишь на "веранде" в кресле из веток.
Когда качаешься на таких качелях, глядя на море.
Почему так мало и коротко? Когда мы начали слушать Александра Борисовича, то сначала дружно направили на него и на экспонаты фотоаппараты, на что он нам посоветовал не фотографировать сейчас, сначала послушать. Потом, когда в голове все уляжется, уже пойти и осознанно сделать какие-то кадры. Я послушал весь его рассказ, в голове все улеглось, и именно после этого у меня нет ни одного кадра внутри, ни одного экспоната, да и самого хозяина. Поверьте, это правда оказалось бесполезно. Да и просто неправильно показывать картинку того, что на самом деле не вещь, не экспонат, а сочетание всего, что вокруг, рассказа, эмоций. Что из себя представляет фотография каски? А если эту каску ты держишь в руках, а тебе рассказывают как был убит ЭТОТ солдат, что случилось с его семьей, и что происходило с теми немцами, которые воевали против них. Это не нужно фотографировать, это нельзя фотографировать!
Вся тоня такая. Я показал небольшой кусочек, просто затем, чтобы кто-то решил поехать и посмотреть на нее, как мы. А потом, если повезет, точно так же остаться там на день, может быть на 2, подружиться с великолепным человеком, услышать столько нового и интересного, дать отдохнуть телу и голове. Так что извините, но фотоаппараты в тот день тоже отдыхали большую часть времени.
P.s. Это все. Дальше, если поехать по этому маршруту, долгая дорога домой. Встреча с любимыми, тепло и уют, родной дождливый город, работа, рассказы об отпуске, фотографии, снова взгляд на путешествие, уже на экране, переосмысление отношений и людей. Все снова вошло в привычный график, привычное русло. Это и есть то самое счастье - счастье возвращения.
P.p.s. В завершение немного полезного. Мой друг Ваня, который в этот раз выступил штурманом, оказался очень прилежным и вообще отличным напарником. Он старательно провел меня по всему маршруту, отметил все наши ключевые точки, записал треки и сохранил все это в очень удобном виде, за что ему отдельное спасибо.
07/05/2013
Страницы: 1 2