Грузия неожиданно стала трендом: во всем виновата если и не отмена виз (50 лари на границе - куда уж проще), то сарафанное радио с ласкающими славянское ухо рассказами о восточном эдеме. Отсюда - завышенные ожидания метафоричного каравая в аэропорту и панибратства с каждым встречным; и самое поразительное, что всё это - если отбросить сантименты - почти похоже на правду.
О Грузии почти невозможно рассказать объективно - и дело не в сентиментальности: вряд ли что станет понятно без описания личных опытов хлебосольства и дружбы с первого тоста. Люди здесь - мера всего.
Да и вообще на грузинской земле лучше беречь свой восторг: приготовьтесь к тому, что каждый второй таксист или лавочник, узнав, что вы из России, будет интересоваться - преждевременно начав широко улыбаться, - как вам Грузия, где были и что понравилось.
Потом будут рассказы вместе с остановками у любимого ресторана, приглашения, скидки, презенты - словом, ожившие картины грузинского радушия, сошедшие с картин Пиросмани, окажутся былью, гастрономической в том числе.
Здесь и с комплементами надо быть осторожнее: многое из того, что вы похвалите, может достаться вам. Как мне, к примеру, вручили кассету группы Enigma: обратить внимание на музыкальные вкусы таксиста мне показалось лучшим способом завести беседу.
В Грузии я оказалась почти случайно: давно хотелось попробовать поработать волонтером, причем в музее или какой-либо другой сфере, связанной с сохранением культурного наследия. Занявшись поиском интересных программ на постсоветском пространстве, увидела предложение от Этнографического музея, расположенного в Тбилиси.
Волонтерская работа была рассчитана на 10 дней; в мои обязанности входила помощь в описании экспонатов, их обработка и подготовка новых экспозиций. Программа включала и несколько свободных дней: я успела съездить в Сигнахи, Мцхету, Гори и Уплисцихе. Впечатления о работе волонтером я опишу чуть дальше, а пока расскажу о том, что можно посмотреть в Тбилиси.
Музей этнографии под открытым небом, в котором я работала все дни, расположен на холме в западной части Тбилиси.
Добраться можно на автобусе 61, который следует по проспекту Руставели. Обязательно спросите у водителя, на какой остановке выйти: ехать довольно долго, и очевидных ориентиров нет. Далее - вверх на холм либо пешком (время в пути - полчаса), либо на такси (3-5 лари).
Основанный в 1966 году Георгием Читая музей занимает огромную территорию в 52 гектара; даже сотрудники ездят от дома к дому на микроавтобусе.
Всего здесь находится 14 домов из различных этнографических зон Грузии.
Вся территория - уменьшенная копия страны.
Дома расположены в соответствии с географическими координатами.
Несмотря на почти полувековую историю музея, экспозиции есть всего в нескольких домах, стоящих неподалеку от входа.
Что понравилось, так это смотрители: все - молодые и с энтузиазмом рассказывают об архитектурных особенностях домов, внутреннем убранстве и кухонной утвари.
Периодически музей проводит мастер-классы, где можно научиться печь хлеб, вырезать из дерева и вышивать.
Лучше, если ваш визит совпадет с ними; в другое время здесь почти пустынно: посетителей очень мало.
Восточнее музея, чуть выше на холме, находится Черепашье озеро (Кустба). Добраться можно пешком минут за двадцать. Озеро совсем небольшое, но есть оборудованные и дикие пляжи, кафе и ресторанчики.
Здесь же, на озере, происходят какие-то невероятные рыбьи пляски; хотите понаблюдать - захватите батон хлеба.
Красноперки то ли и правда голодные, то ли кровожадные: Черепашье озеро - это бесплатная фиш-терапия на открытом воздухе. Если пару секунд постоять в воде без движения, можно почувствовать мягкие покусывания крохотных рыбешек. Ощущения прекрасные, только ради такого массажа можно помочить ноги.
И если Этнографический музей можно советовать любителям деревянной архитектуры, то в Музей истории Грузии стоит заглянуть всем без исключения. Девочкам - тем более.
Музей несколько лет находился на реконструкции, и в 2011 году здесь была открыта постоянно действующая выставка "Археологическая сокровищница".
На выставке представлено более пяти сотен ювелирных изделий, золотые и серебряные украшения, стеклянная посуда и крохотных скульптуры. Всё - невероятной красоты; всё тут же хочется примерить.
Самое поразительное - наличие на ювелирных изделиях III-IV века настолько мелких деталей, что даже в современных украшениях встретить такие - признак большого мастерства автора. В музейной лавке можно купить реплики некоторых изделий, сделанные из меди; средний ценник на серьги - 30-40 лари.
17/09/2012