Признаться, в Латвии я оказалась впервые. В моей голове существовали гастрономические картины Риги как столицы шпротной республики, Юрмала казалась местом отдыха почетных синьоров, а в замках, думалось, скуки едва ли не больше, чем пыли. Словом, мифическая Латвия ассоциировалась с чем угодно, но только не с реальностью.
На самом деле Латвия - царство удовольствий более изысканных. Ригу уж точно можно назвать городом новых гастрономических опытов, Юрмалу - курортом вне возрастных критериев, а многочисленные поместья с пышными садами - местом, где можно остаться если не навсегда, то хотя бы на ночь.
Рига
Рига всегда казалась мне городом, куда в силу территориальной близости все рано или поздно доедут, если не сейчас, то точно в ближайшем будущем.
Так и случилось: совместить прогулки по Риге с посещением латвийских замков и музыкальным фестивалем Positivus оказалось правильным решением. За два неполных дня в столице нам не так уж много удалось увидеть, но вот модернистский квартал был исхожен вдоль и поперек.
Рига - европейская столица югендстиля.
Каждое третье здание в городе выполнено в модернистском стиле, а на улице Альберта, застроенной в период с 1903 по 1906 год, таких домов более 80%.
Архитектурные особенности рижского модерна - это многообразие деталей на фасадах зданий...
...и достаточно скромное оформление как внутренних помещений, так и задних дворов.
Югендстиль - это страх пустоты: максимально возможное количество архитектурных элементов должно было символизировать жизнь, смерть, любовь, да все что угодно!
Кружевные балконы, диковинные вытянутые женские лица, невиданные драконы, часы, шпили, барельефы, изваяния львов, сфинксов и химер.
Ни одна деталь не повторяет другую, но в то же время смешивается в невероятную какофонию образов.
Большинство зданий на улице Альберта занято офисами, некоторые пустуют, некоторые находятся на реконструкции.
Модернистский квартал довольно сильно отличается от остального города: в Риге преобладают песочные, земляные оттенки и спокойные тона.
В доме номер 12 по улице Альберта, в здании, построенном для себя и своей семьи латышским архитектором Константином Пекшеном в 1903 году, находится рижский Музей ар-нуво. Башня здания служит визуальной доминантой окружающей застройки. Одно из главных украшений дома - спиралевидная лестничная клетка главного подъезда.
В музее воссоздан оригинальный интерьер квартиры рижанина начала прошлого века; есть потрясающей красоты платья, туфли, комоды, часы и посуда.
Большая часть одежды предоставлена музею историком Александром Васильевым.
На кухне можно увидеть столетнюю вафельницу с рецептом приготовления на крышке и даже полакомиться печеньем, которое готовят здесь же - и угощают посетителей.
Персонал очень дружелюбен и охотно дает пояснения, рассказывая о том или ином экспонате.
Вообще, здесь складывается полное ощущение, что ты пришел в гости: даже работники музея одеты в соответствующие времени наряды.
Музей очень живой, посетителей совсем немного, а в конце можно посмотреть 10-минутный фильм о рижском югендстиле.
Еще один достойный - Музей истории медицины. Я, честно сказать, долго выбирала между ним и Музеем анатомии: была всего пара свободных часов. Но в инфоцентре посоветовали четырехэтажный медицинский музей, где большее количество экспонатов.
Экспозиция разделена на периоды - этно, медицина Средневековья и Ренессанса, XVIII-XX веков и история медицины Латвии. Большинство интерактивных экспонатов не обновлялись с советского времени - и порядком обветшали, но по-прежнему действуют: в частности, можно посмотреть соотношение массы своего тела к росту, попробовать поработать "сердцем", качая кровь с помощью резиновой груши, и посмотреть в микроскоп на коленный сустав.
Есть и более удивительные вещи: связанные крючком кишки; чучело двухголовой собаки - результат знаменитого эксперимента Владимира Демихова; прекрасно воссозданные интерьеры советских больниц и медицинские аппараты начала прошлого века.
После музеев мы отправились гулять в Старый город с его милыми антикварными лавочками...
...и кондитерскими.
В Риге удивительно приятное сочетание старины и современности.
Встречаются приятные детали.
И если деревьев в центре почти нет, то радующие глаз клумбы и цветочные букеты встречаются на каждом шагу.
Домский собор сейчас находится на реконструкции, которая закончится к 2014 году, когда Рига станет одной из культурных столиц Европы.
Вывод такой: двух дней на Ригу мало, и чтобы посмотреть все, определенно стоит ехать еще раз.
Единственное неизменное правило - всегда брать с собой зонт.
В Риге ливневые дожди шли часто, но - по 10-15 минут, вынуждая специально брать в отеле зонты-трости, чтобы не промокнуть до нитки.
06/08/2012