Со времени закрытия зоны ныне музейные бараки разрушались, сейчас восстановлена лишь часть из них.
Причина - не только в поспешной и некачественной работе заключенных, которые были вынуждены строить лагерь без специальных знаний и навыков, но и в заметании следов.
Сейчас для осмотра доступны не все бараки; часть зданий занимает администрация музея - и вход в них закрыт.
Старые казармы прежде и вовсе были заняты психоневрологическим интернатом, который был переведен в новое здание всего месяц назад.
Осмотр музейного комплекса возможен как самостоятельно, так и в составе группы.
Экскурсионное обслуживание возможно и для индивидуальных путешественников - и такой вариант наиболее удобен: несмотря на поясняющие таблички, о назначении некоторых помещений приходится догадываться. Стоимость экскурсии - 850 рублей за обе зоны.
На территории музея с 2005 года проводится форум "Пилорама", выросший с фестиваля бардовской песни до международного гражданского форума. По сути - уникальный фестиваль для современной России, где свободно говорят о шрамах в истории.
В этом году "Пилорама" проходила с 29 по 31 июля; упор был сделан на дискуссии о событиях 1991 года и их влиянии на современную Россию. Обсуждения проходили в течение трех дней в закрытых шатрах, что было особенно актуально из-за типичной уральской летней погоды.
Ливневые дожди и промозглый ветер, которые сохранялись первые два дня, не позволяли оперативно перемещаться между площадками фестиваля. По словам организаторов, в следующем году сроки проведения "Пилорамы" будут изменены - за шесть лет солнечная погода порадовала гостей фестиваля лишь раз.
На основной сцене в течение трех дней проходили концерты; в зоне особого режима было установлена театральная сцена, на которой шли спектакли и поэтические чтения.
На "Пилораме" проходило несколько выставок; в частности, была привезена выставка "Россия для всех" - проект коллекционера Виктора Бондаренко и художника Дмитрия Гутова.
Своеобразное парирование национализма по предельно понятной для скинхедов схеме: имена деятелей культуры и науки и их национальности нарисованы на фанерных щитах. В Москве выставка откроется, предположительно, в ноябре.
В мемориальных комплексах едва ли не самое важное - удариться о косяк; получить эмоциональное потрясение. Для этого не нужна реконструкция с манекенами - живых человеческих историй бывает вполне достаточно, чтобы осознать ужасы разворачивающихся здесь событий.
Но несмотря на длительную восстановительную работу, комплексу "Пермь-36" не хватает деталей, которые в малом количестве собраны в небольшой музейной комнате. Пустым камерам нужна фантазия, которая при отсутствии вспомогательных элементов - пусть даже посуды и самодельных бритв - вряд ли заработает. Чтобы пустые стены сказали что-то - нужно быть в теме.
12/09/2011