Музей истории политических репрессий "Пермь-36"
После осмотра города мы отправились в мемориальный комплекс "Пермь-36". В прошлом - исправительно-трудовая колония и политлагерь, теперь - территория свободы и единственный в России музей истории политических репрессий.
В так называемый "пермский треугольник", помимо зоны "Пермь-36", входили лагеря "Пермь-35" и "Пермь-37", образующие на карте эту геометрическую фигуру.
История лагеря "Пермь-36", тогда - исправительно-трудовой колонии №6, началась в 1946 году, когда на пустыре в деревне Кучино руками первых заключенных, осужденных за уголовные преступления, были построены бараки, штрафной изолятор и ограждения из колючей проволоки.
После смерти Сталина в ИТК-6, ставшую лагерем специального назначения, начали направлять работников правоохранительных органов, обвиненных в совершении необоснованных репрессий, а также осужденных за должностные или уголовные преступления.
В начале 1970-х новая волна политических репрессий превратила колонию в лагерь для политзаключенных "Пермь-36" - тоталитарную опухоль постсоветских правозащитных организаций.
В эти годы лагерь превращается в зону строгого режима.
Чуть позже, в 1980 году, появляется новое подразделение лагеря - зона особого режима с ужесточенной системой содержания, которая впоследствии стала самой страшной тюрьмой на территории СССР. Зона была удалена от основного лагеря на 500 метров.
Представьте: работа и сон - в камере, прогулка - 45 минут в день в ограниченном бетонными стенами квадрате 2х2 метра, где небо - в буквально смысле - в клеточку.
В зоне особого режима содержались рецидивисты и инакомыслящие, которых пытались сломать и морально, и физически. Максимальный срок наказания - 10 лет, по истечении, как правило, его продлевали на столько же. В иных случаях заключенных переводили в лагеря, расположенные на Дальнем Востоке и в Сибири; в зону строгого режима арестанты вернуться уже не могли.
В зоне строгого режима заключенных за провинности сажали в карцер, в каждой комнате которого могло содержаться до четырех человек.
Еду давали через день, воду - по расписанию (час днем и час ночью), помещения не отапливались даже зимой. Выходить из камеры было запрещено.
В лагере никогда не было бессмысленной работы; писатели, журналисты, переводчики и ученые имели трудовые нормы. В среднем за день было необходимо изготовить около 500 мелких деталей для утюга. За всю историю лагеря была всего одна попытка побега, которая, разумеется, не увенчалась успехом. Охранные сооружения, помимо рвов, колючей проволоки, заборов и вышек, включали в себя систему прослушки и предательскую тончайшую проволоку, разглядеть которую было практически невозможно.
"Пермь-36" была упразднена в декабре 1987 года по политической причине; Горбачев ликвидировал зону после памятной встречи с президентом Рейганом. Лидеру СССР был задан вопрос о правомерности работы лагеря, где содержатся противники коммунистического режима и диссиденты. Спустя год "Пермь-36" была закрыта. Многие заключенные уходить не хотели, требуя не только свободы, но и признания беззакония и реабилитации.
"Пермь-36" изначально создавалась как исправительно-трудовая колония, которая впоследствии выросла до политлагеря. И пусть даже косвенное сравнение с немецкими лагерями уничтожения неприемлемо, однако о многом здесь до сих пор говорят шепотом.
12/09/2011