Сеул
Перед поездкой в Корею меня просто одолевали непонятно каким образом сформировавшиеся представления об этой стране. Думалось, что я попаду в какой-то иной мир, на другую планету. Я представляла, что в Корее меня ждут восхитительная архитектура, незабываемая природа и "кавайные" корейцы и кореянки. Действительность к моим представлениям никакого отношения не имела.
Сеул понравился мне не сразу. А его архитектура так и не понравилась совсем. Потребовалось два дня, прежде чем я смирилась с тем, что Сеул вообще существует - когда я уже стала разбираться в его инфраструктуре, увидела его днем и ночью, побывала в магазинах и ресторанах, проехалась на метро.
Архитектура Сеула удивила. Почти все дома серые, неинтересные, некрасивые. Даже небоскребы серые и некрасивые. Чего уж говорить о спальных районах, которых очень и очень много. Старые красивые особняки пришлось искать днем с огнем.
В итоге красивые домики были найдены, но в очень небольшом количестве. И если исчезновение старых понятно - война и все такое, то почему нет новой современной красивой архитектуры, где какие-нибудь потрясающие торгово-развлекательные центры в исполнении кого-нибудь типа Норманна Фостера или Марио Бота?..
Ощущение такое, что Сеул как был отстроен в период расцвета - в 70-80-х годах, так с тех пор и почти замер в развитии.
Скучный Сеул с наступлением темноты преображается. В центре города улицы утопают в свете фонарей, яркой рекламы и огромных витрин магазинов. На улицах становится шумно и многолюдно - все те, кто работал днем, выходят отдыхать, развлекаться и шопиться.
Среди мест, посещенных днем, могу отметить несколько.
Первое и основное - королевский дворец Кёнбоккун (Gyeongbokgung). Название можно перевести как "дворец сияющего счастья". Построенный в 1394 году, в начале XX века он был почти полностью уничтожен японцами. После войны дворцовый комплекс медленно, но верно восстанавливается. К настоящему времени воссоздано не более половины бывшего ансамбля.
Дворец занимает огромную территорию на севере города. Туристов сюда привозят автобусами. Совершенно случайно я оказалась здесь около 11 утра - перед самым началом смены караула.
Зрелище весьма красочное и проходит на площади перед воротами Gwanghwamun. Колоритные мужчины в национальной одежде несут яркие флаги и дудят в дудки и раковины.
На дворцовой территории много разных площадей и зданий. Дворцовые помещения вполне лаконичны, но симпатичны.
Здания, бордюры, стены и парки украшены скульптурами животных - настоящих и сказочных, выполненными из серого камня. Были замечены коты, драконы, петухи, лошади, тигры и многие другие, включая всех, чьими именами названы годы в китайском календаре.
Очень понравились минималистичные парки с прудами и деревьями вокруг, которые можно было пересчитать по пальцам.
Все лаконично, но очень красиво. Особенно важно отметить, что нам повезло оказаться тут весной.
Лаконичность весьма значительно была украшена нежно-розовыми, желтыми и сиреневыми цветками на ветках неизвестных мне деревьев.
Во дворце мы зашли в музей корейского быта или чего-то в этом роде (National Folk Museum of Korea). Удивило полное отсутствие интерактива (я его ожидала в музее технологически продвинутой Кореи). Еще больше удивило, что экспонатов в нашем понимании - настоящих артефактов, убранных под стекло - процентов 10-20 от всей экспозиции. Все остальное - это или модели (с их помощью инсценировались сценки домашнего быта, школьных классов и загородных домов, а также разные обряды), или экраны - на них транслировались записанные видеоролики с различными инсценировками, причем экраны неяркие и фильмы некрасочные.
Интересное туристическое место примыкает к дворцу. Это территория, где смоделирован Сеул примерно 70-х годов XX века. Можно посмотреть, как выглядели кафе, парикмахерская, киоск и некоторые другие общественные заведения. Стоит старый трамвай. Выставлен первый корейский автомобиль. Это удивительно, но Южная Корея начала делать свои автомобили лишь в 1978 году!
Достопримечательность, которую я ну никак не могла пропустить - главный в Сеуле дзен-буддийский храм Чогеса (Jogyesa), который находится в районе Jongno-gu в центре города.
Храм был заложен в конце XIV века, а современный вид приобрел в 1910 году. В глаза сразу бросились некоторые отличия от тибетской традиции. Монахи одеты в светло-серые балахоны и широкие штаны, а не замотаны в красные и оранжевые ткани, как это принято у тибетских и индийских буддийских монахов. Вокруг храма не установлены молитвенные барабаны, которые обычно крутят посетители храмов в Тибете, обходя его по часовой стрелке. При этом в самом храме все было достаточно привычно. Удивило большое число посетителей - возможно, я попала в какой-то важный для верующих час, когда все пришли помолиться?
Вне храма мне очень понравилось покрывало с молитвами, обернутое вокруг сосны, которая является одной из природных достопримечательностей Южной Кореи. Считается, что саженец этой сосны был привезен из Китая более 500 лет назад. В тесном дворике и из-за недостатка земли дерево выросло высотой всего 10 метров.
И еще меня улыбнул Будда с протянутой рукой - очень похож на Хотея, только наоборот:) И буквально покорил магазинчик при храме - с очень качественными тематическими сувенирами.
13/06/2011