Сейчас Сербия живёт мирно и размеренно, никто никуда не торопится. Я не увидел там ни одного последствия натовских бомбардировок конца девяностых. А может, просто плохо искал? В общем, а надо ли было?
Сразу из аэропорта я поехал в Заечар по хорошей платной дороге. Но на неё всё равно сначала надо было выехать через систему ремонтирующихся мостов, тоннелей и несколько горных серпантинов. Оказавшись на магистрали, 150 километров до Белграда пролетели быстро и где-то за 4,5 евро. Всего за 6 дней за езду туда-обратно по магистрали я отдал 12,5 евро. Сколько это километров не скажу, но общий километраж получился около 900.
Я прилетел в Белград в обед, в час дня. К двум часам уже взял напрокат вот эту машину, которая была зарезервирована ранее.
Я решил поехать до Заечара интересным и живописным, но более долгим и сложным путем. В итоге пришлось ехать 5 часов по горному серпантину. Но это того стоило, хотя бы ради озера в карьере.
Проезжали и типичные сельские пейзажи.
И небольшие населённые пункты. Сложилось, кстати, впечатление, что вдоль этой дороги в основном живут зажиточные цыгане.
Итого в 7 вечера я был в Заечаре. Это небольшой город в центральной Сербии, затерянный среди холмов. Если в городе смотреть абсолютно нечего, есть две возможности "найти" в нём достопримечательности: отправиться на железнодорожный вокзал и на кладбище. В Заечаре железная дорога не совсем заброшенная, по ней иногда ездят поезда, но она создает ощущение запустения.
Со стороны вокзал выглядит так. На переднем плане - один из тепловозов. Об электрификации тут и не слыхивали.
С самого вокзала можно наблюдать депо и самодвижущиеся вагоны - основной вид транспорта на этой ветке. К слову, большинство жителей Заечара заходят на вокзал только "транзитом": через чёрный ход на другой стороне путей удобно проходить в другую часть города.
Депо выглядит так:
Железная дорога проходит через мост.
Неподалеку я обнаружил маяк.
Основной целью визита в Сербию было посещение могилы моего двоюродного дедушки, погибшего под Заечаром в 1944 году. Могила была без труда найдена, скромная корзинка из роз украсит её на некоторое время.
На кладбище есть небольшая церковь.
В Заечаре нормально относятся к похоронам, в том числе и к своим: на кладбище около половины "памятников" - ещё живым людям. Если присмотреться, дата смерти выбита далеко не на каждом. Люди при жизни заказывают себе памятник, какой нравится им, а потомкам остаётся только поставить нужные цифры.
Некоторые фамильные склепы почти точно такого же размера, как церковь. Не стеснялись люди строить себе такие дома для загробной жизни.
Те, что победнее, ставили собственную статую.
Иногда случаются казусы: или эту бабку так здесь и не захоронили, или она жива до сих пор, а хоронить её собирались ещё в ХХ веке.
Когда кто-то умирает, по городу развешивают объявления на всех доступных поверхностях: на деревьях, фонарных столбах и стенах.
Около кладбища есть специальная доска для подобных объявлений.
Самые бедные из всех - солдаты двух мировых войн, павшие в боях в этих местах. Это захоронение французских солдат, погибших на Первой мировой войне.
И мемориал советским солдатам, погибшим в сентябре-октябре 1944-го.
В честь бойцов Красной армии в Заечаре даже названа одна улица на окраине города.
06/06/2011