Белград - Нови Сад - Златибор

Добрый день. Хочу поделиться своими впечатлениями и мыслями о второй поездке в Сербию. Выбрали Сербию не из-за того, что очень хотелось вернуться, а из-за того, что казалась относительно дешевым вариантом, да и времени на оформление шенгена уже не осталось перед отпуском, пока выбирали куда поехать.

Перелет прошел нормально, при прохождении паспортного контроля скопилась очередь. Стали пропускать в окошке для персонала, что сразу все разгрузило, правда по-русски никто не приветствовал, как при первом приезде. Только в Шереметьево их устраивают очереди и не придет в голову открыть еще одно окно. Вообще-то приходит, но не бесплатно.

Сервис в аэропорту потихоньку развивается, мы набрали информационных проспектов, поменяли евро в отделении банка, но есть и автоматы, подошли к стойке такси и доехали до отеля за 1500 динаров. Если бы ловили после выхода из аэропорта, то заплатили бы не менее 2000. Курс евро-динар-100 динар за 1 евро.

Из дома забронировали заранее номер в отеле вилла Теразие в самом центре Белграда, за отелем Москва. Доехали минут за 30, отметили появление пробок в городе.

В первый раз мы посещали Белград в феврале. Летом город выглядит еще обшарпанней и как-то менее презентабельно. Увидев виллу, немного расстроились. Вход представлял собой лестницу наверх, при этом капитальной двери не наблюдалось. Вход прямо с улицы. На втором этаже небольшой холл и дверь в отель. Лестница и помещение хорошо отделаны и обставлены. Номер оказался очень маленьким. В ванной не было вытяжки, а вместо этого дырки в двери в комнату. Вид из окна был на площадь Теразие и гостиницу Москва, вечером там собирались в основном влюбленные парочки. Отель не понравился тем, что в ванной не было вытяжки, ничего не сохло, все запахи выходили в комнату, убирались плохо и вообще есть сомнения в изначальной стерильности номера. Горячая вода заканчивалась моментально. Чтобы она вновь нагрелась нужно было ждать минут 40. Это просто бесило.

Завтрак не входил и мы потратили много денег на еду в этой поездке. Все вышеперечисленное основательно подпортило нам настроение. Хотели переехать в другой отель, но потом передумали. В сербии почти все отели не соответствуют формуле цена-качество.

Мы запланировали обойти основные музеи Белграда, кроме военных и мемориала Тито, полазить по крепости Калемегдан, походить по магазинам. С музеями в Белграде ситуация не веселая. Национальный музей закрыт на реконструкцию, этнографический нам понравился. Посетителей немного, стоимость билетов в районе 500 динаров. Посетили музей Николы Тесла. Улица Круньска, на которой музей расположен, понравилась очень красивыми особняками и садами. Сам музей понравился экспозицией изобретений Теслы. Экскурсовод показывал, как они работают. Мы были единственными в экскурсионной группе, кого сильно не удивили все показываемые эффекты. Вероятно в школе нас хорошо учили.

Во время всей поездки нам не повезло с погодой. Было гораздо холоднее прогноза.

Питались в маке, ресторанах и магазинной едой. В маке цены дешевле московских раза в 2. Почти нигде не продают черный чай, только фруктовый или зеленый. Для нас это было актуально, потому что мы мерзли периодически, а алкоголь не пьем почти.

Есть ходили на улицу Обиличев венац в ресторан Опера и клуб Таверна. Посмотрели цены в ресторане Руски цар и не пошли. В ресторане Опера ломовые цены по сербским меркам, но не более 2000 рублей за двоих. Мы брали салаты, чевапчичи, сок, воду или чай. В салате Цезарь обнаружили реально теплую курицу. В Москве такого почти нет. Все очень вкусно.

В клубе таверна очень вкусный сыр фета в шопском салате, а цены гораздо ниже. Официант и видимо хозяин ресторана понимают и хорошо говорят по-русски. Парень с гордостью нам сказал, что сыр сербский, самый лучший. Мы мило улыбнулись. Патриотизм везде одинаков.

Туристов наблюдали мало, но первого мая приезжали целые автобусы пенсионеров из Западной Европы.

До магазинов так и не дошли. Калемегдан нам еще болше не понравился, чем зимой. Трава вытоптана и неравномерна, газон не высевают, а косят обычную траву. Туи, стоящие при входе в крепость подстрижены, но как бы с выдранными клоками. Периодически попадается мусор и окурки. Грязновато. Вид с крепости так себе, даже если вспомнить, что перед тобой великий Дунай и , впадающая в него Сава. Нашли не городской музей, а какой-то этнологический. В нем выставляются черепа животных окаменевшие останки растений и улиток, зубы крокодилов и медведей, а также когти. В зале звучать трели птиц. Фигня полная.

В Калемегдане кафе одно, в нем черного чая не было и мы там сидеть не стали. В дворец княгини Любицы не пошли, поехали на такси в парк с королевским дворцом, таксист нас предупреждал, что надо сначала спросить, открыто ли или нет, но мы его не поняли и отпустили. Нам открыл ворота военный, отдал честь и очень вежливо объяснил, что во дворец пускают только организованные экскурсии и даже дал телефон агенства. Мы выкатились в полнейшем шоке, что нас не повязали и местное фсб 2 часа не выясняло, что мы тут делаем, но потом вспомнили, что мы все-таки не дома и здесь не принято пугать туристов. Долго ловили такси. Прошли немного по улице вдоль парка. Этот район практически полностью состоит из дипломатических представительств. В агенство хотели позвонить, но потом не стали. За такси много заплатили. У таксиста не было сдачи с 1000 купюры и пришлось ему всю отдать. Были очень злые. Он нас довез до музея Земуна, который уже 8 лет закрыт. Обидно то, что в путеводителях и на сайтах туристических коммпаний все музеи работают, парк открыт для посещения и т.д., а мы из-за этого деньги просто так тратим. Хотели покататься на кораблике по Дунаю, но они плавают только с 1 мая.

С горя пошли поднимать себе настроение в ресторан Шаран(карп) в Земуне(район Белграда). Мы были в нем год назад и тогда нам очень понравилось. Мы не ошиблись и на этот раз. В ресторане все таже уютная атмосфера, милый персонал, высочайший уровень сервиса, умеренные цены, но самое главное-безумно вкусно. Мы ели стейк из какой-то рыбы ала-Смедерево и котлеты из карпа. Настроение резко пошло вверх и начало поездки нам уже не казалось таким неудачным. Из-за праздников и воскресенья магазины почти не работали и шопинг не удался. На четвертый день поехали на автобусе в Смедерево, смотреть руины самой большой равнинной крепости Европы. Автобусная станция находилась в 3-х минутах ходьбы от отеля. У стойки информации женщина нас сразу поняла и по-русски объяснила к какой кассе подойти. Русской речи удивилась и порадовалась. В кассе купили 2 билета за 1100 динаров, а в чеке было на 170 меньше, когда отошли уже поняли, что или это какой-то сбор или нас надули. Сумма маленькая, но обидно. Доехали за 2 часа. Проехали не по центральной трассе, а по деревням. Удивило отсутсвие обшарпанных домов и вообще заброшенных.

Смедерево - большой город на востоке Сербии. Крепость в 1 минуте ходьбы от автобусной станции. Сама крепость не очень хорошо сохранилась, внутри строений нет, но небольшой участок стен отреставрирован и по нему можно лазить, мы погуляли, вход в отреставрированную часть стоит 100 динаров, что нормально. Поднялись на несколько уровней, я даже на один не пошла, а муж слазил на башню. Крепость стоит того, чтобы ее осмотреть. С башен открывается красивый вид на Дунай. Осмотрели все за 2 часа, с трудом поменяли билеты на более ранний автобус. Женщина нас понимала, но не понимала зачем мы меняем. Нам помогал переводить молодой человек. Мы доплатили 170 динаров, искали 20, а молодой человек зачем-то нам их дал и отказался взять обратно, когда мы наконец нашли без сдачи. Надо было с юмором дать ему 20 рубле, мол меняем, но мы не догадались. В провинции люди более простые и добродушныеЮ чем в столице, но это везде так.

Около отеля располагается стоянка такси, договорились с таксистом за 50 евро транспортировать нас с вещами в Нови сад. В принципе, мы могли и на автобусе доехать, но было тяжеловато.

В Нови саде мы остановились в отеле Леопольд 1 в Петроварадинской крепости. Отель позиционирует себя, как пятизвездный, но опять же не тянет. Интерьеры красивые, а материалы синтетические. Завтраки отвратительные. Хлопья, фрукты, хлеб, мед, масло, джем, несъедобные сосиски и т.д, но в целом ничего. Номер большой, на окне противомоскитная сетка, вид на Дунай и город, ванная очень красиво отделана, но вытяжка слабовата.

Кинули вещи и пошли гулять по крепости. Крепость очень понравилась. Весной она смотрится просто шикарно. Все цветет, можжевельник, туи и другие хвойники выглядят очень красиво.

Провели там 2 дня и остались очень довольны. Гуляли по Нови саду. Нашли интересный ресторанчик под названием- за мою душу, что переводится, как для моей души. Там простая, но вкусная еда.

Магазины были закрыты по случаю 1-го мая, а те немногие, которые были открыты, отличались ломовыми ценами и китайскими товарами.

Автобусная станция в Нови Саде на противоположной стороне города от крепости, мы заранее купили билеты в Златибор. Билеты стоили почти 1000 динаров с человека. Нужно покупать билеты с указанием мест в автобусе, иногда билетов продается больше, чем мест в автобусе. Такси в Нови Саде развиты не очень хорошо. На улице поймать проблематично.

Златибор-район Сербии на западе, недалеко от боснийской границы. Сами сербы считают, что бор, который там растет, состоит из необыкновенных и уникальных сосен, которые растут только там, но это неправда. Сосны совершенно идентичные нашим. Ехали 7 часов вместо 6. Дорога красивая. Проходит вдоль рек и водохранилищ, по дну нескольких знаменитых ущелий, вблизи самых известных монастырей. За эти 7 часов очень устали. Остановились там, где смогли заказать номер. Отеле Олимп.

Отель на 4 звезды не тянет. Кондиционера нет, отопление включают только ночью. Номер большой, но какой-то советский. В Златиборе много отелей, но ломовые цены. Я считаю, что инфраструктура, качество отелей и природные ресурсы не соответствуют таким ценам. Таксист нам сказал, что мы до отеля сами не дойдем и провез нас метров 800 кругами за 400 динаров. Мы в очередной раз почувствовали себя лохами-туристами.

Изначально мы хотели организовать тур в национальный парк Джердап, но нам сказали, что мест в отелях нет из-за майских праздников. Индивидуальные экскурсии организовать практически невозможно. Списка отелей с телефонами нигде нет, экскурсии очень дороги, инфрастуктуры и информации почти нет, английский в регионах сербы понимают очень плохо, русский тоже. Нам легче понимать сербский, он почти совпадаетс с церковнославянским.

Погуляли по бору, ели в ресторане отеля. В первый день завтрак был нормальный, во второй из-за малого количества гостей шведский стол упразднили и даже меню не дали, а спрашивали, что вы хотите. Объяснить невозможно, а порции маленькие. Отопление не включили, а дали рефлектор. Мы зашли в туристическое агенство, где нам сказали, что погода плохая и экскурсий не будет. Температура упала до нуля. В номере отеля было очень чисто, что является ему плюсом. На местном рынке купили черный сосновый мед. Мы его и высматривали. Это очень качественный продукт.

Посмотрев на условия, мы свалили на 2 раньше, чем планировали. Приехали в Белград и остановились в отеле вилла Петра в Земуне. В нем мы уже останавливались год назад. Красивый интерьер комнаты и чистота нас порадовали и мы пошли ужинать в Шаран. Когда нам принесли пасту с соусом из какой-то копченой рыбы, то от запаха даже голова закружилась. Мы сразу почувствовали себя великолепно.

Хочу сказать несколько слов о Златиборе. Не смотря на то, что высота курорта около 1000 метров, у нас с мужем наблюдались признаки горной болезни, мы отекли и вообще чувствовали себя отвратительно. Холодная погода и усталость от переезда могли спровоцироваить такое состояние, но вообще горная болезнь не должна развиваться ниже 1000 метров. Возможно микроклимат курорта нам не подходит.

В последние 2 дня в Белграде я отравилась и провалялась в номере. Чем я отравилась сказать трудно, но факт остается фактом. В сербии санитарные нормы практически не соблюдаются и вообще стандарты ниже западноевропейских и российских. Я бы отнесла Сербию к странам риска по кишечным инфекциям, а возможно и по серьезным заболеваниям вроде гепатита и тифа. В горах и лесах распространены клещи, которые передают боезнь Лайма. Всем туристам, путешествующим по этой стране, следует помнить о инфекциях.

Мне кажется, что Сербии туристы не очень нужны. Инфраструктура почти не развита, организовать что-то занимает слишком много времени, а цены не соответствуют качеству и туристической ценности объектов, природные достопримечательности не уникальны и малы по территории.

Ольга
    12/05/2011 16:06

Новости из Сербии

01.12.23 Между Сербией и Венгрией начал ходить долгожданный поезд
    27.10.23 В Белграде открыли здание центрального железнодорожного вокзала
    20.07.23 Аномальная жара пришла в страны Южной и Центральной Европы
    26.10.21 Куда поехать в ноябре 2021
    22.06.21 22 июня "открыли" Турцию, с 28 июня добавятся рейсы в Болгарию, Хорватию, Грецию, Сербию и ряд других стран