Белая пустыня
Белая пустыня - действительно очень светлое место. Песок здесь светлый и мелкий. А основу твердых пород составляют мел и кристаллы кварца.
И если про мел я знала, то кристаллы мы увидели в первой же достопримечательности Белой пустыни - Crystal Mountain. Она находится прямо у основной дороги, и здесь останавливаются абсолютно все туристы.
Огромный кусок кристалла, торчащий из горы, виден и невооруженным глазом. Но если луч солнца удачно попадет в грани, то сияние просто потрясающее.
Гора огорожена ленточкой. И, надо признать, что при нас никто за эту ленточку не заходил. Но, судя по количеству следов, люди все-таки довольно часто это делают.
Тем, кому хочется сувениров из кристаллов, не обязательно отщипывать их от основной горы. Граненых камушков достаточно много лежит на земле - если смотреть под ноги внимательно.
Кристаллов много и в самой пустыне. Около Crystal Mountain все удачные экземпляры, я думаю, давно собраны. А вот в пустыне можно собрать много камней - и красивых, и больших, если хочется.
Немного отъехав от Crystal Mountain, водитель вдруг свернул с трассы и по полному бездорожью поехал в сторону гор. Тогда мы еще не знали, что в следующий раз асфальтовую дорогу увидим через три дня. Горы перед нами назывались Акабат (Akabat Guani).
Не успели мы удивиться, как ловко джип едет по весьма зыбкому на вид песку, а водитель уже присмотрел место для ланча - почти что на вершине меловой горы.
Мы кинулись делать бесчисленные фотографии - такого количества песка и белых гор никто из нас не видел никогда.
А наш водитель тем временем расстелил коврик, нарезал помидоры, огурцы и лук, достал консервы с тунцом, вскрыл упаковку с сыром фета. Все это разложил по тарелкам, посыпал солью и кумином, полил лимонным соком. Со свежими лепешками. Пальчики оближешь!
Несмотря на то, что было безумно вкусно - все доесть мы не смогли. Сидим, переглядываемся. Выкинуть? - вроде в пустыне как-то неприлично выкидывать еду. Мучиться и доедать - тоже неправильно. Пытаемся уговорить гида доесть - не хочет. И вдруг он взял, собрал всю оставшуюся еду, вытряхнул на землю и сказал: "Fox". - "What?" - "Fox food". Хм. Мы тогда решили, что либо бедуин имеет в виду что-то свое, либо что-то еще. В общем, никак мы ему не поверили. Ни в то, что лиса будет лук с кумином и фетой. Ни в то, что тут вообще водятся лисы.
Настоящая Белая пустыня начиналась как раз за горами Акабат. Никогда раньше я не думала, что пустыня может быть настолько разнообразна и интересна. Буквально каждую секунду хотелось тормозить водителя и просить разрешения выйти и сделать очередной десяток фотографий.
Правда, останавливаться можно было не везде. Некоторые песчаные участки водитель предпочитал проскочить на большой скорости.
Мы ехали по пустыне всего полдня, а уже видели и горы, и высохшее озеро, и засыхающий оазис.
Очень понравился оазис Айн-Хадра (Ain Khadra) - настоящий. Как на картинках и в мультиках. Когда вокруг - бескрайние пески, а тут - источник и несколько пальм.
Увидев первые внушительные меловые выветривания, мы запросились сделать очередную остановку. Водитель остановился и сказал, что здесь мы будем ночевать.
Здесь!? У нас в программе было написано: camping. И мы представляли себе что-то типа палаточного городка. И вдруг оказывается, что наш camping - это матрасы и спальники под открытым небом, вокруг костра. Красота!!!
И снова мы не удержались и покинули гида - невозможно было не фотографировать.
На закате цвета менялись постоянно.
Небо было совершенно невероятное. Да и игра света на белых меловых скульптурах не давала оторваться.
Когда мы вернулись к лагерю, гид уже развел костер, вскипятил чайник и начал готовить рис и тушеные овощи. Ожидая ужина, аромат которого распространился, кажется, на всю пустыню, мы пили чай и закусывали гуавой.
И вдруг - в свете костра и наших фонариков мы увидели... лису! Стоит и смотрит. Гид достал печенье и протянул лисе. Она как знала, что в упаковке их два. Первое взяла и съела тут же. А со вторым убежала. На этот раз мы уже не заставляли себя съедать весь ужин. То, что не доели, гид снова вывалил неподалеку от лагеря.
Кстати, хотите знать, как в пустыне моется посуда? Песком! Не остается ни жира, ничего. И только потом песок с уже чистой тарелки или кастрюли смывается водой. Фантастика.
Ночью было очень холодно. Мы спали на матрасах, верблюжьих одеялах и в спальниках. На мне была одета вся московская зимняя одежда, включая перчатки, шапку и шарф. Но чтобы дышать нормально, лицо не было спрятано в спальник и замерзло очень сильно. Я просыпалась несколько раз за ночь. Луна была такой яркой, что никакого дополнительного освещения не было нужно. Красота пустыни в свете луны - непередаваема. Звезды, совершенно неземной пейзаж и таинственная ночная жизнь вокруг.
Утром мы разглядели вокруг лагеря огромное количество следов. Пустыня оказалась совсем даже не пустынна. Судя по следам, совсем рядом с нами ходили лисы, скакали тушканчики и ползали змеи. При этом ни оставленный вчерашний рис, ни наши продуктовые запасы не были тронуты. Видимо, зверюшки совсем даже не голодают. Потом, днем, мы видели много разных нор. А около одной из них заметили и лису.
Главным же пунктом нашего сегодняшнего путешествия были знаменитые "грибы".
Сильный ветер превратил глыбы мела в настоящие скульптуры. Некоторые из них действительно похожи на грибы. Какие-то - на животных. Другие - ни на что не похожи, но от этого не менее интересны и завораживающи.
Есть местности, где на небольшой площади все выветривания очень похожи друг на друга. Например, есть столики.
А есть волны.
Если вам покажется, что на меловые произведения природного искусства вы уже смотреть не можете, попросите гида показать что-нибудь другое - и он предложит самые настоящие дюны.
Всего полчаса езды - и ваша машина окажется посреди бескрайних песков.
Есть и барханы, по которым, судя по всему, любят гонять экстремалы.
Есть и пустыня, в которой, судя по всему, еще недавно зеленел лес. Теперь это только остатки древесины, которую хорошо использовать как дрова для костра.
Есть в Белой пустыне и самая настоящая дюна. Восхитительная. У нас даже была идея заночевать в этом месте. Но лишь одна мысль о том, что мы тут все затопчем, оставим кострище и насыплем очередной еды очередным лисам - в общем, все испортим, заставила отказаться от идеи надолго останавливаться в этом необыкновенном месте. Так что мы сделали очередную сотню фотографий - и уехали.
Кстати, о езде. Поначалу нам казалось, что гид едет по пустыне куда глаза глядят. Учитывая, что у него не было ни карты, ни навигатора - видимо, ориентировался по солнцу. Но потом стало понятно, что дороги в пустыне все-таки есть. Какие-то даже размечены. Какие-то видно по следам.
Автомобильные, верблюжьи и пешеходные тропы особенно отчетливо пересеклись у того самого "гриба". Там мы за полчаса увидели с десяток автомобилей и два верблюжьих каравана с туристами.
Шокировало нас и количество людей в оазисе Айн-эль-Серв (Ain-el-Serw). Водитель заехал туда набрать воды, а мы были рады вылезти и пофотографировать еще один настоящий оазис.
Подойдя поближе, мы испугались - не перенеслись ли мы случайно куда-то в Хургаду или Шарм-эль-Шейх. У оазиса были припаркованы не меньше десяти автомобилей, звучала музыка, женщины в бикини загорали у всех на виду.
Когда ты в пустыне наслаждаешься пустотой, тишиной и умиротворением, проводить время с людьми не хочется совсем. Так что мы сразу уехали - к пескам и мелу.
Место нашей последней ночевки в пустыне оказалось около дороги. Когда стемнело, от лагеря можно было увидеть еще штук шесть горящих костров, разожженных такими же туристами, как и мы. Где-то даже звучала музыка. Мы уехали из Белой пустыни 29 декабря, и народу в ней уже было достаточно много. Но по дороге в Каир попадались десятки и, может быть, даже сотни джипов типа нашего, которые везли туристов в пустыню - для встречи Нового года.
Говорят, смотрители национального парка следят, чтобы джипы ездили только по дорогам и не портили природу. Хорошо бы, если так. Мы, правда, не видели никого, кто следил бы.
18/04/2011