Западная часть Вадуазских Альп как горнолыжный регион мало известна в России. И в общем-то зря - близость к крупным историческим городам Швейцарии и Франции в сочетании с хорошими природными условиями и не очень большими высотами делает эту область одной из популярнейших у самих европейцев. А обилие небольших горных курортов в сочетании с отличной транспортной обеспеченностью позволяет найти любые условия для катания по душе.
Вот удобная же штука этот SWISS PASS. Вышел из аэропорта (в данном случае - цюрихского), спустился на один этаж на эскалаторе, заглянул на пару минут в кассу SBB Reisezentrum рядом с зоной Check-in 3 и эскалаторами на железнодорожную станцию - и вуаля! Далее - полная свобода передвижения в рамках выбранной схемы. Поезда ходят каждые 10-15 минут, соединяя все крупные города страны в единую сеть. Потому добраться до желанной долины Роны на юге даже отсюда, с противоположного по сути конца страны - дело буквально трех часов, которые при наличии красивейших пейзажей за окном и вовсе пролетают совершенно незаметно.
Арау, Берн и Фрибур мелькают этакими праздничными открытками, живописные горы Юры сменяются предгорьями Альп, затем поезд буквально вылетает на берег Женевского озера. Пятиминутная пересадка в Лозанне - и красоты Лемана (так здесь именуют это озеро) с его богатыми особняками Монтрё и Веве, знаменитым Шильонским замком и променадом сменяются виноградниками Лаво и стеной Вадуазских Альп по левую руку. Поезд неспешно вползает на станцию Эгль (Aigle) и затем убегает на юг, в сторону Мартиньи и Сьона. А я остаюсь ждать отправления симпатичного зеленого поезда в сторону Ле-Дьяблере.
И вот этот веселый составчик из двух вагонов везет меня по серпантину, вьющемуся по краю ущелья, в горы. В двух вагонах едет два человека, но на расписании это никак не сказывается. Виноградники, замок Эгль, зелень долины Роны, вековые леса по склонам - пейзаж за окном сказочный, но нещадно бликующее на солнце панорамное окно практически не позволяет что-либо снимать.
Очевидно одно - снега нет. Нет как класса, то есть вообще. По большому счету невелика проблема - высота пока небольшая, всего 600 метров над уровнем моря, да и опыт прочих визитов в горы подсказывает - все только начинается. Но дорожка все петляет и петляет, мини-поезд уверенно лезет в гору, а снега все нет. Почти час этой идиллии - и лишь в районе станции Ла-Лаваш начинают проявляться признаки белизны. Последний поворот, симпатичный вокзал Ле-Дьяблере - и как камень с души - есть снег! Массив Ормон-Десю явно завален им по самые вершины, вожделенный ледник сверкает так, что глазам больно, лишь склоны массива Ле-Таран (2548 м) не очень радуют.
Размещаюсь в симпатичном отеле Eurotel Victoria, оказавшемся, вопреки первому впечатлению, крайне удачным выбором. Несмотря на свое чуть отдаленное расположение и современный дизайн, выглядящий среди старых шале поселка несколько неуместным, на практике он оказался очень хорош. Отделанные "живым" деревом уютные номера с огромными балконами, крайне благодушный персонал, свой бассейн (небольшой, но...), хорошая кухня и бесплатный интернет в лобби - а до трасс оказалось и вовсе рукой подать. Бесплатный ски-бас останавливается у катка под окном, а подъемник на Ле-Мазо начинается буквально за спортплощадкой слева от входа. Плюс горная речка сразу за зданием и отличные панорамы из окна - чего еще надо?
А "отдаленность" в рамках поселка, который можно обойти пешком буквально за час, - это понятие такое... сильно условное. Ле-Дьяблере вообще невелик и со стороны выглядит как скопление едва ли пары десятков больших шале. На практике все гораздо приятнее - обилие крохотных магазинчиков, ресторанов и баров вполне достаточное, атмосфера - крайне спокойная, толчеи нет, шума тоже, а панорамы - просто захватывающие. Да и сам поселок не такой маленький, как кажется. Есть даже собственный каток, церковь и дискотека - правда, я не заметил, чтоб там было очень много народу, но отдохнуть после лыж есть где.
В общем - отличное место для отдыха, без понтов и шумных тусовок, к тому же еще и довольно демократичное для Швейцарии по ценам. Опять же - легко доступное со всего побережья Женевского озера - до ближайшего международного аэропорта буквально полтора-два часа на машине или поезде, которые здесь ходят безупречно.
Ле-Мазо - Мейере
Итак, с утра начинаем обкатывать юго-западную зону Ле-Мазо (Les Mazots). Причина тривиальна - противоположные склоны области Изно (Isenau) лежат почти без снега, на ледник без минимальной адаптации и акклиматизации лезть глупо, а подъемник на Ле-Мазо (1717 м) - вот он, совсем рядом. Да и склон здесь тенистый, а значит снег будет. И точно - современная "креселка" выносит на самый верх - и открывается радующая глаз панорама разбегающихся во все стороны прекрасно подготовленных трасс.
Быстро пройдя связку хороших, хоть и несколько коротковатых "синих" и "красных" спусков, вылетаем по небольшому серпантину на "полку" оригинальной "сине-красной" трассы, затем широкий выкат перед станцией следующей канатки и... Не удерживаемся от соблазна пройти этот маршрут еще раз. Пейзажи - роскошные, погода - еще лучше, "так пуркуа бы и не па"?
Правда, трассы довольно жесткие - еще утро, и половина из них лежит в тени, но подготовлены склоны превосходно, а потому оставляют наилучшие впечатления. Кстати, часть лесных массивов по обе стороны трасс заповедна, кататься здесь запрещено и вроде как можно увидеть горных козлов. Но пока они то ли спят, то ли пасутся где-то вдали, что в общем-то не очень расстраивает - сам район очень живописен и чем-то напоминает Доломитовые Альпы.
Вдоволь накатавшись на Ле-Мазо, бугелем номер 19 выходим на пик Мейере (Meilleret, 1949 м), откуда начинается связка коротких "красных" трасс в сторону горы Шо-Ронд (Chaux Ronde, 2027 м). К слову, классификации этого участка как "красного" можно верить с очень большой натяжкой - широкий спуск почти "синий", лишь пара "переломов" да близость практически ничем не огороженных обрывов придают ему толику серьезности. А так - отличное место для не слишком напряженного катания. С Шо-Ронда к тому же открывается прекрасная панорама на пока затянутые туманом долины Гриона и Роны, а также курортную зону Виллара.
Спускаться туда желания нет - солнце будет бить прямо в глаза, что по такому снегу чревато. Да и туман внизу не радует, хотя склоны горы Ша-Ронд (2013 м) на противоположном плече долины залиты светом и явно находятся в отличном состоянии. Кстати, наличие гор Шо-Ронд и Ша-Ронд в одном месте - не опечатка. Эти два пика действительно называются таким вот образом и лежат по разные стороны долины. Откладываем эту область катания на будущее и с легким сердцем разворачиваем лыжи в сторону лежащей на высоте 1800 метров над уровнем моря котловины озера Бретай (Bretaye).
Вот тут свирепое альпийское солнце проявляет себя по полной программе - кое-где снег то развозит в кашу, то прихватывает льдом, поэтому приходится вести себя осторожно. Местами за лыжниками вздымаются нешуточные буруны ледяной крошки, очень красивые в лучах яркого солнца, но немало говорящие о качестве поверхности. Но в целом на почти трех десятках местных трасс снега вполне хватает, и разогнаться есть где - множество боковых склонов и траверсов лежат в спасительной тени.
Спуски в большинстве своем короткие и не очень сложные, хотя и промаркированы как "красные". Но здесь, в отличие от почти безлюдных Мейере и Шо-Ронда, народу уже заметно больше - сказывается близость Виллара, из которого сюда тянутся отличная "кабинка" и колоритная узкоколейка, а также Гриона, который лежит рядом, буквально на противоположном склоне долины. Но - трасс много, а потому толчеи особой тоже не чувствуется, только в самом низу, у подъемников, но и там стоишь в очереди не более полутора минут.
С двух пиков горы Ле-Шамосер (Chamossaire, 2112 м) к озеру и ресторанчикам возле него сбегают пять-шесть спусков разного уровня - выделить их довольно сложно, поскольку зона катания широкая и трасы то сливаются меж собой, то разбегаются в разные стороны. Мне лично больше понравилась не очень длинная "красная" трасса с пика Рок-д'Орсэ (Roc d'Orsay, 2000 м), сбегающая узким серпантином по лесу на запад - вернуться можно на бугеле прямо к верхней станции подъемника из Виллара. Вот тут как раз вечная толчея - чуть ниже выходит "железка" симпатичного горного поезда, поднимающего лыжников из Виллара через перевал Су. Поблизости висит небольшой язык ледника, манящий своим зеленовато-синим блеском в лучах яркого солнца, но это, скорее, элемент колорита - покататься на нем не удастся.
Вокруг озера Бретай можно перекусить или просто отдохнуть на солнышке, но народу многовато, поэтому возвращаемся через пару подъемников и "красных" трасс назад, на Ле-Мазо, где на самом обрыве расположился симпатичный ресторанчик Les Mazots. Обратный путь, к слову, проходил по уже прогретым солнцем склонам, поэтому в паре мест пришлось буквально лавировать между пятнами выбитого "в грунт" снега и довольно большими лужами "каши". Но ширина спусков в общем-то позволяет делать это без особого напряга, а вокруг самого ресторана склоны снова сияют белизной. Говорят, в этом году снега вообще выпало очень мало, а обычно здесь все им буквально завалено, остается лишь верить этому на слово.
Обед в Les Mazots - выше всяких похвал, серьезно. Солнце и панорамы - тоже. Порции - огромные. Поэтому неудивительно, что ваш покорный слуга там чуть не задремал от всего этого благолепия - даже в одной "флиске" на таком солнцепеке совершенно не холодно. А встающий прямо перед глазами массив Ле-Дьяблере с его десятком пиков высотой далеко за 2000 метров только придает всей этой картине эпичности. Почти полтора часа сидим в ресторане - время тянется незаметно в таком антураже, но... надо же и честь знать.
После некоторых раздумий решаем продолжить катание по северным склонам, снова спрятавшимся в тень. И, надо признать, решение это было не самым удачным. Отяжелев от обильной пищи (а готовить мало и невкусно швейцарцы, по моему давно устоявшемуся мнению, не умеют просто генетически), вылетаем на трассы, которые от полуденного солнца уже успели не один раз прогреться - и теперь, в тенечке-то, покрыты изрядным слоем льда! Прокатные лыжи буквально визжат кантами, предательски "дробят" и в некоторых местах откровенно не держат. В итоге легко пройденные утром склоны превращаются в серьезную нагрузку для ног - и уже к 16.00 решаю, что надо "выходить из боя". К тому же тестовая трасса команды Mersedes (Ле-Дьяблере уже много лет служит одним из основных мест обкатки машин этой марки), которая по зиме превращается в санную трассу, также закрыта, и покататься по ней, как планировалось, не удастся. А потому проще отдохнуть. Тем более что на склоны уже вышла техника, и они активно готовятся к завтрашнему дню.
Склоны между пиками Ла-Палет (2170 м) и Флорьет (Floriette, 2120 м) лежат почти без снега, потому область Изно приходится с сожалением пропустить. А жаль - судя по орографии здесь немало интересных мест. Говорят, что они хороши для фрирайда, но погоду не переспоришь. А снежные пушки, как мне показалось, в этом регионе вообще используют крайне неохотно - по крайней мере за весь период катания я видел их работающими всего 1 раз, и то это была мобильная платформа, подсыпающая снег в районе выката у подъемника.
Да и в целом лезть на самый верх Изно, где все же виден хороший снег, при наличии альтернативы в виде ледника Glacier 3000 довольно неразумно. А потому пока отложим.
14/02/2011