Через какое-то время мы выехали из горного массива в долину, перед нами открылась гора Gangsang Ri (7191 метр).
Мы пообедали в небольшом городке после невысокого перевала около горы почти у священного для тибетцев озера Ямдрок (Ямджоюм-Цо). Долгое время тибетцам во главе с Панчен-ламой X удавалось препятствовать реализации планов китайского правительства по строительству на озере ГЭС.
После смерти Панчен-ламы X в 1989 году сопротивление было сломлено, и ГЭС уже построена и обеспечивает электричеством Лхасу и окрестности. Высота береговой линии озера 4488 метров, уровень долины реки Лхасы - 3600 метров, поэтому китайцы никак не могли пройти мимо возможности использовать естественный перепад высот более чем в 800 метров. От берега озера сквозь гору было пробурено отверстие, внутри него проложена труба, по которой вода из озера падает с огромной высоты, вращает лопасти турбины и вырабатывает электричество для всего региона. Из-за этого за последние 10 лет уровень озера понизился уже на 2 метра, что означает его неизбежное обмеление в будущем, если в данном регионе не будет найден альтернативный способ выработки электроэнергии.
После дорога сначала долго идёт по берегу озера, а потом уходит на перевал, чтобы окончательно спуститься в долину Лхасы. Как и все, мы остановились на этом перевале и гуляли по окрестным холмам некоторое время. За озером расположена гряда гор. Цвет воды в озере напрямую зависит от цвета неба.
Кстати, лишь немногие обращают внимание на вид, открывающийся в другую сторону от перевала. Долина реки Лхаса здесь выглядит не менее изумительно, чем озеро и горы.
Хорошо, когда можно чуть отойти в сторону, и вокруг не будет никого, кроме тебя и природы. А внизу на перевале приставалы пытаются впарить туристам сувениры, сфотографировать их с яком или собачкой. Думаю, более 90% фотографий озера Ямдрок делаются с точки, где сейчас по правую сторону дороги припаркованы три машины.
Мы улетали из Лхасы. Раннее утро, переменная облачность. Гостиница, джип, аэропорт, прощание с гидом, последние сувениры и завтрак, регистрация и контроль, посадка, взлёт.
Меня посадили на 22A (самолёт A319, Sichuan airlines). Я был несколько расстроен, потому что если лететь из Лхасы в Чэнду, то Гималаи остаются по другому борту. Чтобы увидеть Эверест и другие восьмитысячники, должны быть места F или на худой конец E.
Но уже ничего не изменить, самолёт забит под завязку, нас даже втроём вместе посадить не смогли.
Мы летели уже где-то полчаса, когда почти вся правая часть салона стала щёлкать затворами фотоаппаратов и прильнула к иллюминаторам. С моей стороны ничего интересного видно не было. Ещё минут через 15 все успокоились и ровно уселись на свои места. И тут в окно посмотрел я. За окном были горы. Горы изумительной красоты.
Эта увлекательная поездка, также включавшая в себя треккинг от Симикота до Хилсы, состоялась при поддержке сообщества путешественников Tourbina.ru.
20/12/2010