В Лонгире есть несколько гостиниц разного класса - от полноценных отелей до недорогих гестхаусов с общей ванной и кухней. Для желающих жить совсем дешево в пяти километрах от города, возле аэропорта, есть кемпинг, где можно поставить свою палатку или поселиться в больших местных шатрах. Единственная капитальная постройка в кемпинге - кухня-столовая, она же кают-компания, душевая и туалет. Народ, отбывающий на материк и не израсходовавший свои припасы, оставляет их в кемпинге. Так что можно разжиться макаронами, чаем и полупустыми баллонами газа.
Кемпинг расположен рядом с центральным аэропортом Шпицбергена - единственным аэропортом, способным принимать большие пассажирские и грузовые самолеты. Через него архипелаг связан с материком. Авиакомпании Norwegian и SAS выполняют ежедневные рейсы из Осло и Тромсе, также случаются российские чартеры, зафрахтованные компанией "Арктикуголь" из Мурманска.
Отсюда стартуют местные рейсы в Нью-Алесун и Свеагруву. Планируя поездку, нужно учесть, что поселок Свеагрува, а также большая часть территории вокруг Нью-Алесуна находятся в частном владении горнодобывающих компаний. Самолетные рейсы туда выполняются ими же. Никакой инфраструктуры типа duty-free в аэропорту нет, нет и паспортного контроля - пассажиры выходят на поле и получают багаж в здании аэропорта. И все, здравствуй Шпицберген!
В холле аэропорта гостей встречает гроза и краса Арктики - белый медведь (к счастью, в виде чучела). К прилету самолетов с материка приурочен рейс единственного большого лонгирского автобуса, который забирает прибывших и развозит их по гостиницам. Помимо автобуса можно вызвать такси или арендовать машину.
Поскольку сейчас основное направление развития городка, как и архипелага в целом - экотуризм, в Лонгире помимо государственного управления по туризму действуют много фирм, предлагающих услуги по организации экскурсий, походов, круизов, каякинга, наблюдений за птицами, а в зимнее время - поездки на собачьих упряжках и снегоходах. Есть также возможность зафрахтовать 15-метровый катер, отдельно взять собачью упряжку или снегоход.
Большая часть автодорог Шпицбергена проложена в Лонгире и вокруг него - всего около 50 километров, включая городские улицы. При этом никакой автомобильной связи с другими поселками нет. Летом здесь пользуются лодкой или вертолетом, зимой - снегоходом.
Самая длинная "трасса" тянется вдоль берега Адвентфьорда. Раньше она связывала шахты с городом и портом, а теперь она просто есть. На выездах из городка стоят визитные карточки Шпицбергена - знаки, предупреждающие о медвежьей опасности, единственные знаки с рисунком на черном фоне.
Заставлять носить ружье при передвижении по Земле Норденшельда никто не будет, однако безопасной официально считается только территория Лонгира и участок дороги до аэропорта.
Частных машин на Шпицбергене мало. Может, они и есть, но ездить на них особо некуда, вот их и не видно. Зато с приходом зимы наступает рай для любителей быстрой езды - все пересаживаются на снегоходы. Ездить можно куда угодно, по перевалам катаются в соседнюю Свеагруву, по замерзшему фьорду - в Баренцбург. Все, что было достижимо летом за дни пешей ишачки или вертолетом, оказывается доступно за несколько часов. Летом снегоходы так и стоят на улице. Кажется, как их в конце зимы поставили, так они и стоят, только снег стаял. Иногда кто-нибудь особо заботливый укроет своего железного коня чехлом.
Вокруг Лонгира разбросаны загородные домики, принадлежащие или местным, или людям из континентальной Норвегии, которые приезжают сюда отдыхать или охотиться. Такие охотничьи домики часто украшены хозяйскими трофеями - рогами и шкурами, а иногда и китовыми ребрами с позвонками.
Как и загородные, дома в самом Лонгире тоже деревянные, в худшем случае обшиты пластиком, что выгодно отличает норвежские поселки от советских. Советские постройки более монументальны и часто выстроены из кирпича - наверное, это смотрелось хорошо, когда дома были новыми, но со временем от местного климата кирпич растрескался, а ремонтировать такой дом сложнее деревянного, так что норвежские поселения смотрятся однозначно симпатичнее наших.
24/08/2009