Там мы и вошли в крепость. Более того, именно этому обходному маневру мы обязаны тем, что обнаружили чудесные, потрясающие джайнистские святыни - тиртханкары, высеченные прямо в скале.
Выемки из породы были произведены так, что в каждой комнате или пещере можно увидеть изваяние сидящего или стоящего тиртханкара в позе медитации.
Некоторые из скульптур выполнены таким образом, что через дверь видны лишь их ноги, а все остальное скрыто за пространством между дверью и балконом. Так что, хотя эти изваяния - фигуры нагих людей, в соответствии с религией джайнов, их гениталии не видны проходящим снаружи.
Согласно джайнистской традиции, нагота - это символ полного отрешения от мира. Забегая вперед, замечу, что именно изваяния оказались гораздо более увлекательными, чем внутреннее убранство крепости.
Итак, мы проникли в Гвалиорский форт. Бесплатно. Мелочь, а приятно. Сам форт громаден. Его стены имеют в периметре около 5 километров и петляют по высокой горе, возвышающейся над городом.
А вот интерьер форта сохранился неважно. Виной тому долгие годы запустения и растаскивания местными жителями его стен и кладки на строительство домов. В форте стоит погулять пару часов, с его стен открываются замечательные виды. Прекрасные дворцы, ранее заполнявшие форт, ныне почти не сохранились. А то, что открывается взору, напоминает сталкеровские пейзажи. Присутствует элемент мистики, но нам уже было с чем сравнивать, и, погуляв минимально необходимое время, мы выдвинулись назад, в отель. Нам предстоял путь в Куджарахо.
Я был бы не я, если бы не настоял на том, что бы мы выходили через главный вход. Уж очень хотелось увидеть физиономию того самого смотрителя, который не впускал нас в крепость, требуя нелепые справки. И он там был. Выходя, я бросил ему: "Спасибо за гостеприимство, нам очень понравился форт!". Тот что-то буркнул в ответ, но все это осталось позади. Кажется, я начал выздоравливать.
Потом мы отправились на вокзал, купили билеты до городка Джанси (Jhansi), перевалочного пункта по пути на родину Камасутры – Куджарахо. В ожидании поезда, гуляя по привокзальной площади, мы не без интереса рассматривали праведные труды некоторых прохиндеев.
Взять стоматолога. Представьте картину – грязный угол с резким запахом мочи, исходящей от стены здания. Представьте горы мусора, коровьи лепешки. Представьте толпы людей, спешащих мимо всего этого. Представили? Теперь некто кладет на все это газету. К примеру, Hindu Times. И на газете раскладывает стоматологический инструмент – крючки, щипцы, вставные зубы (!) и даже целые вставные челюсти.
Теперь вы подходите, ложитесь рядом. Нет, конечно же, не на землю! Вам выдадут другую газету, все чин-чином. Так вот, лежа на газете, между коровьей лепешкой и грязной босой ногой дантиста, и уставившись в небо, вы получите прекрасное стоматологическое обслуживание. Кажется чем-то невероятным? Согласен. А там мы увидели целую ораву таких вот "дантистов". Несложно представить, сколько несчастных простых бедняков получает здесь заражение крови...
В Джанси у нас лишь пересадка на транспорт до Куджарахо. Исходя из первоначального плана, мы должны были остановиться в Джанси на сутки и посетить храмовый комплекс в Орче, но... отмена нашего обратного рейса из Багдогры лишила нас этого последнего дня. Увы и еще раз увы. Из Джанси в Куджарахо идут местные автобусы. Но лишь пара в день. И путь в 170 километров занимает от 5 часов. Поезда в Куджарахо не ходят. Соответственно, вариантов всего два – автобус либо такси. Да, чуть не забыл – самолет. Если, конечно, стоимость билета в 180-200 долларов в одну сторону из Дели вас не смутит. Почему так дорого? По одной простой причине – Куджарахо туристический город, и здесь скидки не предполагаются.
12/05/2008