Дарджилинг, Западная Бенгалия
Это крайне нетипичный для Индии регион. Более того, его жители и не считают себя индийцами, а власть Дели никогда не признавали. Сложность политической ситуации можно заметить уже по пути из аэропорта – растяжки на дорогах с надписями "Free Darjeeling" и дарджилингские флаги, встречающиеся чаще, чем индийские. И этнос тут совсем иной. Основную часть населения составляют этнические гуркхи (непальцы), являющиеся буддистами по вере и монголоидами по расе. Все это плоды британской колониальной политики, когда сюда завозились рабочие-гурхки из соседнего Непала на чайные плантации. Сейчас это тлеющий межэтнический конфликт.
Регион знаменит тремя вещами: уникальной узкоколейкой, Гималаями и чайными плантациями. Узкоколейка, построенная еще британцами, считается одной из самых узких в мире - ширина колеи 60 см. Она включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Эта дорога длиной 89 км соединяет Дарджилинг с городком Силигури, что неподалеку от аэропорта Багдогра. Перепад высот между начальной станцией узкоколейки и конечной составляет почти 2200 метров (!). Также город знаменит чаем сорта "Дарджилинг", производимым на находящихся в окрестностях города чайных плантациях. Примечательно, что именно здесь производится почти половина всего чая в Индии.
Сразу же по выходе из аэропорта мы присоединились к большой компании канадских и британских ребят, путешествовавших по Индии. Они тоже двигались в Дарджилинг и даже сторговались с владельцем джипа. Надо заметить, что именно джипы марки ТАТА являются основным средством передвижения в горных районах.
Дороги узкие, часто разбитые. Снегопады и оползни часты. Обычной легковушке здесь нет места, за исключением, возможно, теплого времени года. Дорога из аэропорта в Дарджилинг впечатляет. Устрашающие серпантины на фоне убитой дороги, глубоких провалов и встречного движения делают поездку необычайно острой. Преодоление 89 километров пути занимает почти 4 часа. Несложно сделать вывод, что это за дорога. Вместе с тем величие природы завораживает, а к опасности сорваться в пропасть начинаешь относиться философски.
Впрочем, надо заметить, что всю дорогу я вел беспрерывную дискуссию с канадцем, который, как оказалось, в свое время был офицером в контингенте ЮНИФИЛа в Южном Ливане. Нам было о чем с ним поговорить, и мы оба пользовались случаем, будучи один - бывшим наблюдателем за прекращением огня от Канады (он), а второй, в прошлом, солдатом израильской армии (я). Мы своими словесными баталиями прямо-таки извели женскую часть нашей сборной солянки. Бедные девушки, уставшие после долгого перелета, никак не могли задремать. А мы все перетирали легитимность деятельности майора Хадада, бывшего командующего южноливанской христианской милиции, перспективы правительства Фуада Синьоры, что теперь "Хизболла" устроила в крепости Бофор и…красоту ливанских девушек. Только после того, как дамы единогласно пригрозили депортировать нас обоих в Ливан прямо отсюда и пинками, мы вняли их мольбам замолчать и дать им отдохнуть.
В Дарджилинге мы с Екатериной попрощались с ребятами и направились в на скорую руку выбранный из LP отель прямо в центре городка, над построенной британцами викторианской часовней. Рекомендовать этот отель не стану – он ничуть не лучше и не хуже любых других. Из окна нам открылись вершины Гималаев – впечатляет.
На следующий день с утра мы отправились на местный железнодорожный вокзал, с которого как раз отправляется крохотный поезд по узкоколейке. Наша задумка была простой - проехать на поезде пару километров и сойти на ходу, поскольку пройти по "железке" весь маршрут (89 км) было бы слишком – он занимает восемь (!) часов.
Что, впрочем, с учетом перепада высот в 2200 метров вполне объяснимо. Сказано – сделано. Боже, какие тут паровозы! Мечта любителя и даже просто ценителя подобной экзотики. Настоящие малюсенькие локомотивы, шипящие и изрыгающие тучи черного дыма. Крохотные вагончики с еще более крохотными сидениями. Плюс колоритнейшая публика. Самое главное – не пользуйтесь туристическим поездом, отправляющимся в 10.40. Он того не стоит. В вагон набьются товарищи из организованных групп, которые не дадут вам пробиться к окнам, дабы сделать снимки гималайской природы и проплывающих мимо буддистских ступ. В 9.15 отправляется обычный местный состав, в котором три вагончика тянутся тем самым старинным паровозом. Паровозик петляет прямо по улицам Дарджилинга и близлежащих горных деревушек, притормаживая на спусках и добавляя скорости на подъемах.
На одном из таких подъемов, когда поезд двигался со скоростью пешехода, мы прямо на ходу сошли с него и отправились гулять. Вокруг – словно и не Индия вовсе. Чисто, зелено. Никакой суеты, никакого повышенного внимания к нашим персонам. По ходу мы зашли в огромный буддистский монастырь, где как раз шла служба. Это великолепно, и это надо видеть.
Бритые наголо монахи всех возрастов хором читают мантры, и все это под аккомпанемент гудения в трубы и боя в барабаны.
После монастыря мы, гуляя, вернулись назад в собственно городок Дарджилинг, где посетили Гималайский зоопарк, тоже являющийся в своем роде уникальным. Потом просто гуляли, посещая и рассматривая буддистские храмы, фотографируя город и его жителей, любуясь снежными шапками Гималаев.
О, благодатный Дарджилинг! В отличие от Индии, здесь можно нормально покушать. Здесь не готовят режущий рот карри, а пища более вменяема. Кроме того, здесь чисто, что не вызывает отвращения и опасений за свое здоровье после трапезы. Все же, как интересно – одна и та же страна, а насколько все здесь культурнее и милее.
21/04/2008