Прибытие в Стокгольм опять сопровождалось многотонным стуком дождя и тучами над головой.
Шпили кирх и красивые разноцветные домики шведской столицы то и дело ныряли в облачную пелену, а день был более похож на сумерки. Суровые здания, будто сошедшие со страниц средневековых сказок, буквально плавали в дожде, даже "валькирии" охраны королевского дворца в этом антураже выглядели прямыми потомками викингов, невесть каким чудом оказавшихся в нашем времени (жаль, сфотографировать их не разрешил улыбчивый капрал с зонтиком, а они того заслуживали).
Как ни странно, ни луж на тротуарах, ни бурлящих потоков воды, несущихся по дорогам, нет и в помине. Почти везде относительно сухо, и даже на поребрике можно стоять совершенно без опаски - проходящие машины ничуть не похожи на наши привычные "торпедные катера", выдающие из-под колес фонтаны воды на обитателей тротуаров. Не льет и с крыш, да и сами здания, многие из которых имеют весьма почтенный возраст, не сыплются штукатуркой или потеками побелки. Такой разительный контраст с тем же Питером, что глаз начинает язвительно искать хоть какой-то признак разрухи... Тщетно.
Основной, как мне показалось, момент в облике этого древнего города - поразительное умение использовать в архитектуре камень, воду и зелень. Невысокие (называть их "приземистыми" язык не поворачивается - они скорее "приводистые") мосты как бы перебегали от гранитных островов и каменных контрфорсов к купам аккуратно подстриженных деревьев и зеленым от патины памятникам. И даже фонтаны, кое-где бьющие прямо из стен зданий…
...как бы подчеркивали - это город камня и воды. И при этом совсем не редкость такая картина...
Да-да, пальмы. Под стылым небом и леденящим ветром острова Скансен. Растут себе как на какой-нибудь Ямайке и бед не знают. Или попадется на дороге такая вот "клумба" с яркими цветами на фоне серого неба. Чудеса да и только.
Однако настоящие чудеса начинались дальше - под сводами вот этого колоритного здания, оказавшегося одним большим музеем, посвященным одному-единственному кораблю - линкору "Густав Ваза" (именно его мачты торчат из крыши).
Шведский король Густав Ваза, или Васа (1523-560 гг.), был одним из выдающихся правителей своего времени - именно он ввёл в Швецию реформацию, основал Хельсинки, возвел крепости Выборга, а его потомки правят страной до сих пор. А вот корабль его имени, как говорится, "не задался" - в первом же своем выходе в море он перевернулся и затонул, едва успев дать пробный залп одним бортом. Через 500 лет шведы подняли знаменитый корабль и с минимальной реставрацией поместили его в специально отстроенный для этого музей. Под действием солей древесина, из которой был построен этот некогда крупнейший боевой корабль своего времени, минерализовалась, и большинство его элементов практически не пострадало. Однако разглядеть их непросто - во избежание разрушения уникального экспоната, в зале, где он покоится, царит густой полумрак, который не "пробивают" даже фотовспышки… А жаль - экспозиция заслуживает пристального внимания.
Впрочем, на окружающих корпус стендах, которые занимают аж пять этажей, развернута обширная выставка, буквально заставленная стеллажами, макетами, панорамами и мультимедийными комплексами, рассказывающими как о самом корабле, так и об истории его поднятия. А рядом возвышается колоритное здание Биологического музея…
...Музея северных стран...
...и открытая экспозиция старых кораблей - ледоколов, яхт, плавучих маяков и прочее-прочее-прочее. Здесь можно гулять буквально часами.
07/07/2007