Каир. День первый.
Отель.
Мы приехали в Каир ночью. Такси привезло в отель, который показался мне ужасной дырой. Это я еще не видела настоящих египетских дыр тогда. На самом деле это обычная каирская гостиница, вполне умеренно раздолбанный номер, с претендующими даже на антикварность столиками и шкафчиками. Очень влажно - отопления там нет, потому что это ж Африка, сами понимаете, а зимой нет и жары, поэтому в помещении влажно и холодно. Кроме того, отель располагался на 7-м этаже, куда поднимал лифт без передней стены. То есть там была дверь, а за ней лифт. А между ничего не было, поэтому в лифте вы наблюдали движение белых дверей от этажа к этажу. Выйдя на балкон, можно было видеть буквально через метра три высокое здание с темными окнами, показавшееся нам очень страшным. Видимо, из-за покосившихся деревянных ставней, открытых, закрытых, из-за одного-единственного светлого окна много ниже нашего этажа... Утром же здание оказалось совсем не страшным, даже офисным, просто очень раздолбанным, как и все в Каире. На девятом этаже нас ждал завтрак, вполне пристойный. Первый шок случился, когда я выглянула из окна и увидела на крыше соседнего здания страшную халупу, покосившуюся, собранную из каких-то фанерок, вокруг которой на веревках сушилось белье, ходили куры и кролик. Так тоже живут каирцы. Как потом оказалось, они живут везде.
Египетский музей.
Первым делом мы решили пройтись по центру города и пойти посмотреть музей. Маска Тутанхамона, пару мумий, черепки там какие-нибудь, то се.. По дороге я столкнулась с невозможной трудностью перехода улиц. Ну вот никак ты себя не можешь заставить сделать шаг на мостовую, по которой носятся бодрые арабы на старых консервных банках. Один чувак ехал себе на мотоцикле, ехал, а потом отпустил руль на ходу, медленно достал платочек, начал вдумчиво с удовольствием сморкаться.. И вот представить себе, что ты перед этими ребятами улицу переходишь, совершенно нереально.
В пути нам встретились таксисты, предлагающие куда-то ехать, владельцы лодок, советующие прокатиться по Нилу, просто какие-то радушные арабы, дающие тоже советы, или одобрительно посвистывающие. И это мы прошли всего-то ничего.
Музей же сам, хоть в путеводителе и было написано, что огромен и невозможно посмотреть за день, на самом деле произвел впечатление провинциального краеведческого. За исключением пары-тройки помещений. Никаких почти табличек, никаких там пояснений, типа того-то века, того-то фараона. Разве что изредка, на особо значимых объектах. Местами залы напоминали развалы сувениров - например, витрина с множеством одинаковых фигурок из разного материала. Типа "ван паунд, мадам, ван паунд". (Паунд - это местный валют, классическая зазывалка продавцов сувениров - ван паунд, мадам!) В качестве разъяснялки к прелестной золотой кровати с боковинами в виде гепардов с загнутыми вверх хвостами была приложена фотография, где эта самая кровать была в какой-то небольшой вполне современной комнате, а на ней лежали два чемодана. Видимо, это многое должно было объяснить.
Из того что впечатлило - во-первых, и больше всего, фаюмские портреты. Не ожидала, что это настолько реалистично и мощно. И это, конечно, не совсем тот Египет, к которому мы привыкли. Потом комната Тутанхамона. Действительно красота. Очень хорошо сохранились и маска, и оба гроба (они, как стакан с подстаканником, вставлялись друг в друга, два золотых подробно украшенных гроба), и украшения, и всякие мини-гробики для внутренностей. Впечатляет. Прекрасный зал Эхнатона. Но это любовь такая давняя у меня к эхнатонской эпохе, к неправильным этим формам, губищам надутым, вытянутым лицам, Нефертити. Маска которой, кстати, меня удивила - обычная такая тетенька с мелкими чертами лица, не то чтобы дивнейшей красоты. И, конечно, синий бегемот. Я его увидела в путеводителе, решила, что ради одного только синего бегемота можно уже и идти в музей. И я его таки нашла! Он прекрасен. Синий такой..
А мумии мы не пошли смотреть. Подумали, подумали.. 15 баксов туда билет стоил. Думаю - вот отдам 15 баксов, а мне за это покажут дохлых мужыков. Тьху, лучше на чего полезное потрачу, подумала я.
Развод на фелюку.
Выйдя из музея, мы неспешно вернулись на набережную, думая перейти на другую сторону Нила и найти там еды. По слухам, район Замалек - это тихое зеленое местечко, где располагаются посольства. Вот мы туда и двигали. Пока не столкнулись с бодрым арабом, залопотавшим - фелюка, мадам, фелюка мадам, вери чип, мадам. Фелюка, если кто не знает, это парусная безмоторная лодка. И что-то мы повелись, как пионэрки. Впрочем, в первые пару-тройку дней мы велись, как честные наивные туристки, на все финты местных разводил. А их миллион, вариантов развода туристов. Купил нас начальник фелюки словами - ноу мьюзик, мадам. Потому что во всех лодках орала арабская музыка, в каждой - своя. Ну ладно, думаем, покатаемся часок, как раз проголодаемся. Хау мач? 40, говорит. Ну хрен с тобой, поехали.
Сели мы в фелюку, значится, и отбыли. Ветра не было. Поэтому выглядело это так - ты сидишь, а фелюка мееедленно тащится к середине Нила. А капитан фелюки, выглядящий как таджик-гастарбайтер с Черкизовского рынка, радостно вякает - давайте, мадам, я вам сделаю пикчер - и тянется к фотоаппарату. Хорошо хоть, не к моему - я заметила, что моего они все побаивались. И правильно делали - сложная техника, каааак прыгнет.. И вот, когда мы прибыли на середину Нила, кэптейн оф фелюка и говорит - вы после катания еще 40 мне подгоните, потому что как же это вы не поняли-то, 40 с носа же. И мы, как две дуси, решили не спорить. Не знаю почему, просто по наиву. И вот час мы зигами и загами, очень медленно, ловя ветер болтались посреди грязного Нила. Араб затрахал мозг радостными "пикчер, мадам, пикчер!" Потом, на обратном пути я ему отдала 50 фунтов, и вместо того, чтоб дать мне 10 сдачи, он сделал благодарственный жест, сложил лапки, спасибо типа. Это была наша первая встреча с египетскими разводилами. Но она нас ничему не научила. Впрочем, мы поняли одну вещь - перед посадкой в фелюку надо уточнять, что это файнал прайс, чтоб на все инсинуации делать удивленные глаза.
Замалек
Потом мы отправились в Замалек. Оказалось, что это действительно район посольств, консульств и спортивных клубов. За воротами которых - чистота, теннисные корты, бассейны и тишина. Но улицы все такие же грязные, с запахами общественного туалета. Сожрав обед в одном из нильских корабликов-ресторанов, мы отправились на каирскую башню. Смотреть виды Каира. Фотографии я обязательно потом покажу. Каир сверху выглядит очень неприветливо. Громадный смердящий паук. Смог усиливает впечатление. Минареты, торчащие ракетами "земля-воздух", по меткому выражению Бродского, нагоняют мрачности. Смешно торчат пирамидки на окраине.
Базар-вокзал, банк и обувь
После каирской башни мы решили выполнить основное дело - купить билет в Луксор на следующий день. Поймали такси. И тут выяснилось, что хоть такси и дешевый вид транспорта, но объяснить водиле, куда ехать, дело не из простых - английского почти никто не знает, но на "ду ю спик инглиш" все с готовностью кивают. Что такое "рэйлвэй стэйшн" тоже никто не понимает. Кое-как объяснив, что нам надо на Мидан Рамзес, вытянув признание, что дорога стоит 15 фунтов, мы поехали.
И увидели наконец-то Каир вблизи, хоть и из окна машины. Торговые улицы, толпы, штурм маршруток, стадо баранов рядом с эстакадой, барашка внутри "шестерки", грязь, мужиков с кальянами в придорожных кафе (я прямо вспомнила "Серебряный дождь" - "когда в уютных кафе перед кальяном..." - видели бы вы эти "уютные" кафе, грязные, с опилками на полу, куда все кидают окурки, ну да об этом позже). И таки приехали на вокзал.
И пошли искать кассу. Помня, что путеводитель советует ездить первым классом в поезде с эйр-кондишином. На вокзале мы обнаружили сначала отдельную кассу для поезда под названием "слипинг кар". Это вариант для иностранцев, купе на двоих. 53 бакса. Отчего-то мы решили, что зачем нам платить 53 бакса, надо сначала узнать про первый класс. Одна касса была только для александрийских поездов. Полчаса мы искали вторую. Нашли некую, с очередью из примерно двадцати арабских мужчин. Опасливо спросили - нельзя ли нам в Луксор. К счастью, оказалось, что и это не та касса. Тут выяснилось, что все-таки неплохо было б мне поменять денег. И мы пошли в банк.
Дорога в банк занимала бы в любом городе минуты три. Но не в Каире. Потому что через каждый метр на земле лежала тряпочка с товаром из серии "все по 10". Всякая всячина, в основном мелочь. Плюс туда-сюда шарились торговцы фальшивыми "ролексами". Но самый огромный ажиотаж почему-то вызывали лотки с обувью (лоток - это некое пространство, на котором лежит гора кожаной обуви, довольно низкого качества). Они были окружены толпами галдящих, орущих и жестикулирующих разновозрастных арабов. От гама и бесконечного движения туда-сюда толпы у меня начала тихо ехать голова и просыпаться раздражение. Хотелось сбежать к чертям. Но выхода не было - нам нужен был банк.
Банк мы нашли. В банке сидели арабы в белых рубашках и костюмах и хмуро курили. У окошка стоял араб с какими-то квитанциями. Я подошла к окошку и стала ждать, пока его обслужат. Но банковский араб почему-то сразу обратился ко мне, взял мои деньги и начал заполнять форму обмена. Араб с квитанциями возмутился и гневно сказал что-то типа хынтырмынтыр. И потряс бумажками. Банковский араб хмуро ему возразил, что хырымпырым. Тогда араб с бумажками начал орать. Все в банке воодушевились, каждый вставил в беседу свой бырымхырым, каждый подошел и что-то заявил. Мой банковский араб оставил меня, деньги, ушел в кучку с возмущенным арабом в центре и начал тоже уверять, что хырмырпыр. Вышло начальство с сигаретой в зубах, спросило, что за хрыпымыр, все по очереди рассказали свою версию. Подтянулись те, кто пропустил начало, каждый спросил, что за дела, все по очереди подробно объяснили. Минут через сорок мой банковский араб вернулся и невозмутимо закончил со мной. И мы пошли обратно на вокзал, опять пробираясь сквозь "все по 10", обувной ажиотаж, кальяны, суету и дырку в заборе (так надо было проходить в сторону вокзала - сквозь дырку в заборе, да).
На вокзале нам удалось найти кассу. Там мы столкнулись с очередной проблемой - в Египте нет понятия очередь. Просто сколько есть человек, все толпятся около кассы, курят, орут и ждут, когда им дадут билет. Мы как-то не очень рвались влезть в толпу арабов и начать требовать того, не знаем чего. Но тут, на наше счастье, материализовался полис, причем туристический полис (в Египте полиции до хрена и каждое подразделение занимается своим делом. Туристс полисы хотя бы немного знают английский). Полис вызвался нам помочь, прямо ломанулся в кассу и нас прямо сию же секунду обслужили. Оказывается, первый класс поезда Каир-Луксор называется "Нефертити". А билет - это такой кусочек бумажки, два сантиметра на четыре, на котором кассир от руки пишет какие-то цифры в произвольном порядке. Полис нам объяснил, кто из этих цифир платформа, кто вагон. А то бы ни в какой Луксор мы не попали, видимо. Впрочем, пешком бы дошли, вы ж меня знаете.
Потом полис, правда, начал втюхивать нам таксиста с вокзала. Таксист просил 20, мы уперлись на 15, он согласился, всю дорогу ныл, что 20, мы всю дорогу упирали на 15. При этом он через каждые десять метров останавливался, чтоб чинить сигнал. И впервые мы столкнулись с тем, что в Каире все таксисты будут привозить нас в центр улицы Талаат Харб, на площадь Талаат Харб. С обеих сторон улицы движение идет к площади, поэтому мы не раз плутали в поисках нашего отеля. Вообще площадь Талаат Харб напоминает "в Ленинграде городе у пяти углов получил по морде Сашка Соколов" - пять улиц сходятся в одном месте с разных сторон.
Саунд унд лайт и сепультура
Есть в Египте популярное такое развлечение для туристов - саунд энд лайт называется. Идея в том, что надо в темноте включить лампочки, направленные на исторический памятник, показать пару диафильмов, лазером нарисовать сфинкса и под это дело страшным голосом рассказать туристам главу из учебника "История Древнего мира". Турист млеет.
И вот мы, наслышанные о волшебных этих диафильмах, вечером взяли такси и ломанули в Гизу, смотреть саунд и, натурально, лайт. Я себе при этом почему-то представляла, что действо будет под Жан-Мишеля Жарра проходить. Ан нет.
Вечером был жуткий дубак. Мы засели на террасе с чаем (там есть еще терраса без чая), причем чай стоил как-то немилосердно весьма, примерзли к стульям и приготовились восхищаться. Надо сказать, что мы попали на испанский сеанс. Поэтому я немного догадывалась, что мало что пойму из рассказа. Разве что по интонации. И действительно, из всего повествования знакомыми мне оказались только слова "паранойя" и "сепультура". Честно признаюсь - не знаю, к чему они были сказаны. Диктор нагонял ужасу - он местами подзавывал, местами понижал или повышал голос. Под это дело нам освещали то одну пирамиду, то другую. То сфинкса. То показывали чье-нибудь лицо на стене. Под эту светомузыку я тихонько начала синеть. Правда, были и веселые моменты - иногда дикторы начинали говорить на два голоса, женским и мужским, причем диалоги, насколько я понимаю. Это очень напоминало мексиканский сериал. "Антонио, подай мне благовоний", - видимо, вещала Клеопатра. "Ты же видишь, я занят, дорогая", - раздраженно бубнил Антоний... И все это длилось час. Зато с каким восторгом я потом выпила виски в отеле..
Каир. День второй.
Гиза, купила мама коника
В первый день, когда мы по набережной шли к Египетскому музею, к нам подошел таксист и предложил за 20 баксов катать нас весь день по историческим местам. Гиза, говорит, мадам, Саккара, мадам, Мемфис, мадам. Что-то мы загорелись, давай, говорим, приезжай к 9-ти завтра к отелю. И вот утром, вскочив ни свет ни заря, ждем таксиста. А он не едет. Ждали минут 20, так и не приехал. Это был первый случай, когда египетский чувак не приехал за баблом. Может, дорогу не нашел, или может случилось с ним чего (склоняюсь ко второму, потому что так не бывает!).
А мы уже настроились. Пошли в отель, сказали заветное - тэкси ту Гиза, Саккара, Мемфис, и уже за 25 к нам приехала некая хитрая рожа, на лбу у которой крупными буквами было написано "готовьте бакшиш, девочки".
И мы поехали в Гизу. В Гизе водила нас сразу спросил - кэмел о хорс? Мы говорим, а мож можно как-то ногами, а? Мож без четвероногих, а? Ну как можно, говорит, там же Расстояния! Огромные! Тут же появился мрачный араб в хламиде, ответственный за то, чтоб туристы не ходили пешком. Привел нас к доске, на которой были аккуратно пришпилены разнокалиберные пирамидки, куст, играющий роль стоянки бедуинов, и несколько квадратиков, которые как бы гробницы. Мрачный араб начал тыкать пальцем в треугольники и квадратики и бурчать что-то про биг трип, миддл трип и шорт трип. Пару раз разум все-таки начинал шевелиться и мы порывались уйти он зе фит, но потом отчего-то повелись, особенно когда мрачный араб сказал, что фор ю, мадамес, лонг трип будет не за 180, а за 120. Кэмел у нас был вне закона, как вы помните, поэтому остановились на лошадках. Тут же из-за угла выпрыгнули молодой Мохаммед (это такое редкое имя в Египте, так зовут всего лишь каждого второго) и его еще более молодой и очень чумазый друганчик лет десяти. С конями. Кряхтя и охая, пришлось лезть. Надо сказать, что до этого я сидела на лошади только один раз - в дрезину пьяной в Камергерском переулке. Меня туда товарищи закинули, чтоб поржать. И я там делала вид, что я Буденный. Но в Гизе-то я была трезва, как стекло, да еще и с тяжеленьким кофром.
И вот мы едем. И я понимаю, что ехать мне не нравится. Не то, чтобы мне страшно, но мне как-то непривычно и неуютно. И хочется он зе фит, а приходится он зе хорс. А Мохаммед этот попался страшно болтливый. И рвет мозг. Бла-бла-бла, мадам, бла-бла-бла. Щас, говорит, поедем рысью. Итишь мышь, этого мне только не хватало, думаю. И мы поехали рысью. Бодрый Мохаммед при этом приговривал - ап-даун, ап-даун, ведя мою конягу под узцы. Его лошадь периодически придавливала мне задницей коленку, а я долбилась об края седла ногами и после этой прекрасной конной прогулки обнаружила на себе нехилые синяки. В конце концов, он меня достал и я начала на него орать - стоп, бля, плиз, ты понял, стоп, ай сэйд стоп, бля! На третий раз он понял и отдал меня вместе с поводьями юному чумазому существу, который и вел мою конягу весь оставшийся путь. Стало тихо, трескотня закончилась. Стало даже неплохо, несмотря на лошадь.
Что касается пирамид, то они пирамиды, как пирамиды. То, что я видела миллион раз на картинках, ни больше, ни меньше. Вокруг в засаде сидят мужики в хламидах, предлагающие срочно сфотографироваться на верблюдах. Или просто орущие - ван юроу, мадам, плиз, ван юроу. Мусорно. Верблюжье говно кучками. Интересно, во времена Хеопса лежало ли там верблюжье говно, этот вопрос почему-то не дает мне покоя. Потом мы приехали к другой пирамиде, поменьше. Залезли на нее до середины. Постояли. Никаких открытий.
Потом еще немножко поехали и приехали к кучке бедуинов вокруг костра. Штук 10 бедуинов, кони и пара верблюдов. Это, наверное, и была та стоянка бедуинов, которая изображалась на доске мрачного араба в виде куста. Куста, впрочем, там не было, бедуины лениво пили чай.
Потом мы приехали к Сфинксу. Который большой Сфинкс, который без носа. Ничего так, симпатичный Сфинкс. На фотографиях больше впечатляет, честно говоря, чем на месте. Туристы снуют, фотоаппараты щелкают. Ну и я тоже, конечно, понятное дело.
После Сфинкса я наотрез отказалась опять лезть на лошадь. Было желание попрощаться и свалить. Но юноши всяко нам показывали, что, мол, бакшиш давай. Пришлось дать бакшиш. Старший вякнул, что мало, мол. Но мы тут проявили твердость и сказали, что не знаем ничего, пусть у мрачного араба попросит поделиться. И пошли себе.
И тут я вспомнила, что мама заказывала из Гизы кошечку. И я буквально тут же обнаружила лавочку, около которой прямо на улице довольно приятный продавец долбил из камня очередную кошечку. Почему-то торговец мне понравился. Он был хром, весь в белом и не нагл. И я купила у него две кошечки. Большую кошечку из очень твердого камня, и маленькую кошечку тоже. И почему-то совершенно было не жалко отдать 10 баксов, потому что вот долбил же он их собственноручно... Выхожу с кошечками - стоит обиженный Мохаммед, которому грустно стало, что вот кошек каких-то я купила аж за 50 паундов, а ему, мол, мало дали. На что я сделала глаза "моя твоя не понимай, английский языка не знай".
И мы поехали в Саккару и Мемфис.
Саккара и так называемый Мемфис
В Саккаре находится самая старая пирамида, ступенчатая пирамида Джосера. Странное какое-то имя для фараона - Джосер. Фараон мистер Джосер, эсквайр. Ну вот у этого Джосера был архитектор, который придумал мастабы (гробницы то бишь) поставить одну на другую и будет вам прекрасная уютная хибарка после смерти, мистер Джосер, сэр.
В Саккаре неплохо. Там народу меньше и пустыни больше. И еще там в каменном домике сидит каменный чувак. На него в дырочку можно смотреть. Все ходят, смотрят. Мы тоже, конечно.
А по дороге в Саккару мы проезжали районы богатых вилл. За высокими заборами, в зеленых садах, все бы красота, да только стоят они на берегу канала, в котором свалка. Видимо, весь мусор складывают в канал. А чо такова - из-за забора ведь канал не видно, ну подумаешь, попахивает немного, так принюхались.. А еще это район "карпет скул". Этих ковровых школ там мильен. Наверное, туристов туда возят, ковры втюхивать.
Выходим мы из саккарского музея, а водилы нашего нету. Ну все, думаем, сцуко арабское, кинул. Подождали минут 10, остальные таксисты на нас смотрели с интересом и хихикали. Не, приехал, отъезжал в тубзик, видимо. И поехали мы в Мемфис.
А Мемфис в моем воображении рисовался чем-то исторически-романтическим. Хоть я и знала, что он давным давно разрушен. Но почему-то думала, что там камушки древние остались и мало ли чего еще.. Мемфис оказался крошечным музейчиком, в котором стоял сфинкс, одна штука и какой-то каменный мужик, тоже одна штука. За это просили купить билет. Мы посмотрели в Мемфис из-за забора и поехали есть.
В ресторанчике у входа стояла туса мужиков с бубнами и дудками. Каждому входящему и выходящему играли что-то типа "к нам приехал, к нам приехал турист расейский дорогой". Но бабла мы им все равно не дали. И чаевых не дали официанту.
По приезде в отель водила нас и спрашивает - ну вы счастливы? Ага, говорим, хэппи мы, хэппи. А он тогда - а я вот тоже хочу быть хэппи, как насчет бакшиш. Вот жук, думаю, сразу было видно, что этим дело и кончится. Впрочем, дали ему двадцатку и свалили собираться в Луксор. И путешествие в Луксор будет в следующей серии.
27/02/2006