Часть 2
"В ходе руководства корейской революцией великий вождь товарищ Ким Ир Сен, на основе идей чучхе дал научно обоснованные ответы на все вопросы, возникшие в ходе революции и строительства. Он всесторонне систематизировал чучхейские идеи, теории и методы. Все они, разработанные великим вождем товарищем Ким Ир Сеном, исходят из принципов чучхе и воплощают их в себе".
Портреты Ким Ир Сена, его сына и жены в различных вариациях украшают собой любые общественные здания. Статус сооружения легко определить по размеру такового портрета. В музее революции, конный портрет имеет размер с вертолетную площадку. Сфотографировать, к сожалению, не удалось. Не только не пускают с фотокамерами, но и вообще иностранцам доступны лишь два зала из двух десятков. В одном зале портреты и фотографии Ким Ир Сена, в другом - принесенные из леса пни с антияпонскими лозунгами. Пни представляют собой заповедную у нас могильную сосну (растущую тут повсеместно как сорняк), а престарелый Ким Ир Сен на фотографиях подозрительно похож на нашего Брежнева в переходном возрасте (с этого света на тот).
Рыбацкая лодка. Лодка гребная, причем гребут одним кормовым веслом, вставленным в кормовую же уключину. По обводам типичная дори.
Транспортные средства редки и порой представлены обычными для ЮВА франкенштейнами. Его собрат стоит у нас в музее автостарины.
Центр международной связи. Звонок на родину стоит от четырех баксов за минуту. Мы не звонили, но это входит в экскурсионную программу. Позабавила витрина с сотовыми телефонами, притом что сотовой связи в стране нет, да и ввоз таковых телефонов категорически запрещен.
Типичный ассортимент магазина для иностранцев. Срок годности чипсов истек пару лет назад. Бутылка китайского вина на рынке стоит (в переводе на наши деньги) 10 рублей, корейское дороже, аж 25 рублей. Бутылка пива (аналог "Харбина") тоже 10 рублей. Кило фруктов 30 рублей. Магазины для населения отсутствуют как класс. Есть сувенирные для иностранцев, рестораны для иностранцев (заказывать нужно за сутки, чтобы ресторан открыли и принесли продукты), ларьки с нехитрой снедью. Для всех есть очень приличный рынок. Ассортимент примерно как на наших китайских рынках лет десять назад. Естественно с местной спецификой в продуктах и одежде. Покупатели в принципе тоже имеются, хотя торговля и не бьет ключом. Цены по нашим меркам фантастически смешные. Из уличной преступности только малоопытные карманники, да и те дети.
Концерт пионеров. Зал ощетинился фотоаппаратами. Помимо нашей мелкой кучки, остальные исключительно китайцы. Пионеры качественно поют и всячески пляшут, развлекая публику. Зрители в восторге.
После концерта детишкам положено дарить разные лакомства и прочую жвачку. Мы привезли с собой скромный кулек, китайцы с размахом долго носили на сцену картонные коробки с бакалеей.
Вообще, праздно шатающиеся юные корейцы нами замечены не были. Обычное их состояние - это таскание тележек с хворостом. Электричество практически отсутствует. Днем большинство госучреждений и магазины не освещаются. Даже во время концерта выключали свет. Так что дрова являются главным источником энергии.
Прочее трудоспособное население с рассветом занимает позиции с тяпкой на полях. Как нам пояснили, идут 100 дней битвы за урожай. Даже рынок начинает работать вечером, чтобы не отвлекать граждан от трудовых подвигов. Кстати рынок в Наджине есть главное зримое воплощение результатов деятельности свободной экономической зоны. Эдакий корейский рай и рассадник сладкой жизни в отдельно взятом районе.
18/12/2006