Впереди огромная страна национальных парков, пустынь и водопадов. Мы берем курс на восток. Дорога идет по пустынной равнине. Населенных пунктов все меньше и меньше. Пересекаем реку Вааль, от которой произошла Трансвааль. Теперь в ЮАР это название встречается редко. По мере продвижения на запад и понижения высоты над уровнем моря становится жарче. За бортом за 40. Включаем кондиционер, но и он не справляется с такой жарой. Обычно мы не любим им пользоваться, но когда жарче 40-45, мозги перестают работать, и я начинаю невнимательно вести машину. Зато сварить обед на такой жаре можно моментально. Камни на солнце нагреваются до 100 градусов. Наверное, можно обойтись без дополнительного нагрева. В ЮАР принято перекусить по дороге на небольших парковках, отмеченных знаком скамеечки под деревом. Действительно скамеечки. Вот только в пустынях с деревом плохо, но дорожная служба не дремлет - сажает и выращивает. Периодически объезжает и поливает. Растет это только очень медленно и тень под таким деревом появится нескоро. Так что приходится греться на солнышке.
К вечеру добрались до национального парка Аграбес (Augrabies). Парк назван по имени водопада на реке Оранжевой (Orange river). Всего в 200 километрах от устья одна из самых полноводных африканских рек обрывается в каньон с высоты 56 метров. В среднем за секунду вниз падает 350 кубометров воды. Нам, правда, не повезло. В этом году засуха, и водопад работает на пониженной мощности.
Водопад находится внутри парка. Въездные ворота закрывают в 7 вечера, поэтому надо обязательно успеть к этому моменту. Администрация закрывается еще раньше, и нам пришлось специально созваниваться и договариваться о позднем прибытии. Въезд в национальные парки платный. Обычно порядка сотни рандов за день с человека. Это не включает ночевки, за которую надо платить отдельно, даже если это место для кемпинга. Если по паркам предполагается проездить много дней, то выгодно купить Wildcard. Ее цена на двоих - 1395 рандов. Действует она в течение года. Карточка именная, но паспорт никто не проверяет, поэтому можно назваться чужой фамилией. Карточка чиповая, и вся информация о Вас хранится в ней, более того, на нее возвращаются 10 процентов от услуг, которые вы оплатили в парке и потом, когда сума окажется достаточной для оплаты очередной услуги, вы фактически можете воспользоваться ею бесплатно. В услуги входит жилье, сувениры, экскурсии, и за поездку легко накапливается, например, бесплатная ночевка. Частные парки в систему не входят, и там надо платить всегда.
Для посетителей, кроме бунгало с кондиционером, есть еще возможность стоять в кемпинге. Летом, я бы сказал, это занятие для особо продвинутых. При температуре +40 спать можно только прямо на открытом воздухе. Просто залезть в палатку жарко, а спать в ней невозможно. У нас зарезервировано и оплачено бунгало. На другие даты, правда, но по телефону удалось договориться и перенести на несколько дней раньше.
Успели как раз к закату. В Африке всегда закаты красивые, а здесь особенно. На фоне древовидных алоэ картинка просто фантастическая. Вокруг по кустам расселись бабуины, между домиков бегают земляные белки. Здорово! Сварили суп, выпили бутылку вина Orange River и долго сидели, смотря на южные звезды. Как нам повезло. Это все нам. Обезьяны, водопад, река Оранжевая. Выпили еще за Оранжевую революцию.
С утра вышли на небольшую прогулку. Небольшую потому, что встали поздно. Солнце быстро близится к зениту. Жара невыносимая. Мы бы, наверное, выжили, но вся живность попряталась, и смотреть нечего. Главное развлечение у нас на этот день - сплав на надувных кайаках по Оранжевой. Его можно сделать с ночевкой, но река течет по населенной местности, и особенно по берегам смотреть нечего. Крутых порогов тоже нет, поэтому дневного заплыва вполне хватит. Сплав организован местной турфирмой Kalahari Adventure Center. Цена на двоих 550 рандов. По южноафриканским понятиям, вполне можно все это устроить самостоятельно. Лишь бы плавсредство где-нибудь найти. Никто не будет вас арестовывать за стоянку на берегу, если, конечно, не нарываться. Да и население весьма мирное и приветливое, несмотря на то, что черное.
Всего на воде мы провели 4 часа. Посередине предусмотрен перерыв на обед. В реке можно купаться, что я и сделал многократно. Вот так и сбылась детская мечта искупаться в Оранжевой реке. Стоит отметить, что крокодилов тут нет вообще, а поскольку вокруг почти пустыня, то и прочих паразитов немного.
Следующий день начали пораньше и вышли гулять по парку с рассветом. По сравнению с другими парками, животный мир беден. Увидеть здесь даже самую захудалую антилопу не так просто.
Хищников нет, зато много бабуинов и, главное, дизи. Впрочем, по всей ЮАР их предостаточно. Зверь как зверь. Пушистый шарик на неуклюжих лапках, но не все так просто. Дизи (Dassie или Rock Hyrax)- ближайший родственник слона. Нет, он не большой, он даже меньше собаки. Может, даже зайца.
Да, и хобота нет, щетины нет, нет ничего, но родственник. Вот уж точно в семье не без урода. Но все-таки родственник. Две ветки разошлись 50 миллионов лет назад, но до сих пор дизи сохранили в себе слоновий скелет, только маленький. Годовой срок беременности, столь нехарактерный для такого маленького зверька, тоже остался со слоновьих времен. Дизи почти не боится людей, и иногда к нему можно приблизиться на расстояние метра.
Бабуин тоже родственник, но уже человека. Вес взрослого самца достигает 50 килограмм. И иногда, если его сильно достать, он может напасть на человека, сильно покусав. Это случается, конечно, чрезвычайно редко, но Танька начиталась ужасов и обезьян побаивается изначально. А тут я так долго бегал за стаей с фотоаппаратом, что самый важный и толстый бабуин решил навести порядок и так внушительно рявкнул под ухом у Тани, что она теперь их боится больше, чем львов. Отлежав полуденную жару, вторую половину дня проездили на машине. В парке есть сотня километров дорог, по которым можно проехать на обычной легковой машине. Дорога проложена к нескольким смотровым площадкам по берегам Оранжевой. Речка течет по этим местам уже полмиллиарда лет. За это время водопад вырезал в гранитной скале огромный каньон. Местами можно спуститься до воды и искупаться, что очень кстати. День выдался на редкость жарким. Машинный встроенный градусник показывал за 50.
Единственное, что плохо - то, что, пока по такой жаре выбираешься к машине на 200 метровую высоту, свежести от купания как не бывало. Парило, собиралась гроза. Вскоре засверкали молнии, подул ураганный ветер, но дождь выпал символический. Пустыня как никак. Переночевав третью ночь в бунгало с кондиционером, благо все уплачено, поехали дальше. Наша следующая цель Kgathigadi Transfrontier Park на границе ЮАР, Ботсваны и Намибии. Это один из самых больших национальных парков Африки. Его площадь 38 тысяч квадратных километров, что чуть меньше площади Швейцарии.
Просторы огромны, но во время засухи вся жизнь сосредоточена вдоль русла двух высохших рек Nossob и Auob, по которым проложены весьма сносные, проходимые для любых машин дороги. Самая главная вдоль Nossob имеет длину более 300 км. Посередине нее можно переночевать в Кемпинге Нособ. Наверное, это одно из самых изолированных мест в Африке. По прямой до ближайшего жилья 100 км. Такое трудно найти даже на просторах Сибири.
15/08/2006