В Перу мы приехали на автобусе из Боливии. С октября 2003 года для российских туристов виза отменена, и теперь достаточно показать паспорт и получить в нем маленький штампик. Повезло нам по случаю принятия в Евросоюз бывших соцстран. Правительство Перу издало новый список безвизовых стран, в который по ошибке попала и Россия - говорят, большими стараниями посла Перу в России. Там, в Перу, не совсем понимают ту пропасть, которая сейчас лежит между Россией и европейскими странами первого сорта. В любом случае спасибо!
Перуанско-Боливийская граница охраняется чисто символически, и получение штампа в паспорт является чисто добровольным мероприятием. Никто больше этой печатью до выезда из страны не заинтересуется.
После долгой стоянки, собрав, наконец, всех пассажиров, наш автобус отправился в Пуно. Первое впечатление после Боливии - страны похожие, но тут побогаче, лучше дороги, свет на улицах, дома свежепокрашены.
Множество интернет-кафе. Сотовая связь, правда, развита не сильно. За основу, конечно, принят американский стандарт TDMA, но имеется один оператор GSM-1900 - Tim Peru. (http://www.tim.com.pe) Покрывает несколько больших городов и кусок Панамериканского шоссе. Покупать местную карточку невыгодно. Надо за симку сразу отдать 60 солей, да еще денег на счет положить, а цены практически те же. SMS в Россию стоит 0.28$ в роуминге и 0.145$ на местной карточке.
В Пуно приехали уже в темноте. Как положено, к автобусу кинулась толпа зазывал. Выбор великолепный. Встав посередине кружка турагентов, мы по очереди изучили местный рынок жилья и выбрали отель Манка Копак. (Manco Capac Inn) (www.mancocapacinn.com) т.(054)-353384
Проезд на такси до него обошелся нам в 3 соля 1US$ = 3.46 соля. На удивление, таксист потребовал именно местную валюту, и один зеленый американский рубль его не устроил. Пришлось срочно менять в отеле. Нам самим делать ничего не приходится. Выбранный нами на автостанции парень из фирмы Инка Адвенчур (Inka Adventure), чувствуя легкую добычу, решает все наши мелкие проблемы. Правда, все равно - самим надо заполнить длиннющую анкету. В Перу почему-то считают, что переночевать в гостинице никак нельзя, не сообщив девичьей фамилии и места работы. Анкета, понятно, на испанском, перевести ее удосужились далеко не все отели. Ну ладно, мы и по-испански можем. Особенно мне названия профессий понравились. Таня, например, программистка - "програмадора". Я ее теперь иногда програмодорочкой обзываю. А вот Лена - бухгалтер - "контабле". Ее я не обзываю, благо язык не поворачивается.
Мы уже сидим в номере, а избавиться от нашего сопровождающего никак не представляется возможным. Наши аргументы, что мы самостоятельно изучим рынок услуг, и только после этого будем платить деньги, явно его не устраивали, но деваться некуда. Немало сил пришлось затратить, прежде чем ему пришлось покинуть помещение, горько причитая по поводу, что он плохо знает английский и так и не смог до нас донести все прелести сервиса именно от Inka Adventure.
Кинув вещи, пошли на первую прогулку по перуанской земле. Центральная улица блестит красивыми витринами. Гуляют по ней сплошные иностранцы. Зазывалы громкими криками пытаются затащить зазевавшегося туриста в свое заведение или, на худой конец, почистить ему ботинки.
Зашли в за деньгами в банкомат. Несколько нажатий на клавиши - и мы получили 500 американских долларов. Да, внимательней надо было тыркать кнопки этого устройства. Кто знал, что английского он не знает, а вот выдавать доллары умеет. Пришлось повторить попытку - на этот раз успешно, и у нас теперь куча местной валюты.
Зашли в ближайший ресторанчик. Уютные столики, играет мелодичная европейская музыка. Прямо в зале мирно горит старинная дровяная печка. Иногда в ней даже жарят мясо. Все очень красиво и приятно. Персонал знает английский. После Боливии это кажется чудом. Фирменный алкогольный напиток в Перу - писко сур. Заказали стаканчик - понравилось, заказали еще. Приятно провели вечер в разговорах. Перу, похоже, отличное место, и как нам повезло в жизни: "и это все нам". Спать только хочется.
Вернулись в отель. Здесь, наконец, удалось сдать грязное белье в прачечную. У нас с собой его целая гора. Вся одежда из джунглей, из соляной пустыни. Большая часть мокрая уже 15 дней, пахнет гнилым мешком. В общем, хорошая проверка для местных прачек. Цена стирки - 4 соля с килограмма. В соседней Боливии за такие деньги можно купить комплект новой одежды.
Пока мы в вдвоем, но сегодня в Перу прилетела Лена Казаченко. Завтра утром присоединится к нам.
И присоединилась! Мы так хотели поспать после долгой дороги и нескольких бессонных ночей, что даже предусмотрительно выключили телефоны, но это не помогло. В 5 утра еще не привыкшая к местному времени, которое отстает от Питера на 8 часов, Лена, проведя опрос местного населения, вычислила наше месторасположение и громким стуком в дверь прервала сладкий сон.
Первый день ей бы неплохо привыкать к высоте, и мы планировали его провести тихо, без активных действий. Утро начали с прогулки по Пуно. Город ухоженный, но смотреть тут нечего. С тоски залезли на одну из соседних горок, возвышающихся над городом. Обычно в Латинской Америке на ней положено стоять статуе Иисуса Христа, но в Пуно горок много, и в добавок на одной из них стоит огромный железный орел.
Потом женщины пошли убивать время в магазины, ну а я одиноко стоял у входа, отбиваясь от предложений почистить мои ботинки. После соляной пустыни и амазонских болот им уже ничего не поможет. Пытаюсь это объяснить, но тщетно. Говорят, у них новая супертехнология, да и много их вокруг. Теперь чистильщики в почете, как-никак нынешний президент страны начинал на этом поприще.
Вечером поехали на экскурсию в Силустани (Sillustani). Это развалины храма Инков, находятся в 20 км к северу от Пуно. Гид попался просто феноменально занудливый. Все время делал замечания, что народ громко смеется и его не слушает. Пытался нас поставить к камню, чтобы мы почувствовали некую энергию. Потом спрашивал, что, мол, чувствуете. Пожилой англичанин подвел итог: "чувствуем себя придурками". В дополнение готов добавить, что Силустани сохранился плохо, и если его не посещать, то Вы ничего не потеряете.
Говорят, что здесь водится всякая оккультная публика, что эти горы расположены ровно под Тибетом, и когда там наступает зима, народ срывается в более теплые края. Мол, некая энергетическая ось делает эти места одинаково святыми, всюду горы, там ламы, тут ламы... Люди верят, а зря. Стоит взять любую карту, чтобы стало ясно, что ровно с другой стороны Земли находится Южно-Китайское море у берегов Вьетнама, а ближайшая достопримечательность - знаменитый золотой треугольник и, если уж есть связь через центр земли, то она касается совсем других духов.
Замерзшим и озверевшим от скуки, нам еще пришлось посетить деревню, в которой местное население пытается изобразить исконный уклад жизни.
Оставшееся время после возвращения провели в различных кафе, благо в Пуно их много, порции маленькие, а пища вкусная.
В типичном перуанском туристическом городе обед обычно обходится в 20 - 30 солей. В диких местах можно поесть за 4 соли. Принято есть суп. Непонятно, откуда взялась эта традиция. Испанцы вроде его не едят.
Гвоздь перуанской кухни - мясо альпаки. Порция стоит от 15 до 25 солей. Действительно вкусно, особенно в винном соусе. В любом ресторане есть рыба из озера Титикака. Обычно это лосось. Его завезли в озеро из Канады 20 лет назад, и теперь он сильно размножился, пожрав всю остальную живность, так что ничего не остается делать, как рекламировать его как пищу инков.
В Перу размер порций разный. Никогда не угадать, сколько дадут. Иногда просто голодно, иногда раза в три больше, чем можно съесть.
На третий день мы поехали в организованный тур по озеру Титикака. Мужик, который нас встретил еще на автостанции, не отставал уже 3 день, и, предварительно опустив цену до 60 солей за человека, мы согласились взять у него двухдневный тур. Народ на экскурсии в Перу положено забирать прямо из отеля.
На причале стоял потрепанный жизнью корабль, который по-испански называют баркой. Перед отправлением спел на дудочке представитель сферы навязанных услуг. С каждого положен 1 соль.
Принято считать, что озеро Титикака - самое высокогорное в мире, но это очевидно не так. Приходится добавлять, что самое высокогорное судоходное. Это тоже неверно, но надо же что-то объявить самым крутым в мире. Вода в Титикаке слабосоленая. Соль на вкус не чувствуется, и местное население использует ее для питья. Озеро сточное, и по реке Desaguadero вода попадает в соляное озеро - пустыню Попо на территории Боливии. Часть озера, на которой расположен город Пуно, отделена от большой воды перешейком тростника. Для лодок в нем проложен канал. У берегов Пуно озеро грязное, вода поросла ряской, но в основном озере это не так. Голубая вода прозрачна на десяток метров и пригодна для питья.
Берега Титикаки сильно заселены. Местное население иногда ловит рыбу, но в большей степени озеро используется для сбора тростника, который потом идет на корм скоту, да и люди его тоже едят. Я съел целую палку, и мне вполне понравилось.
Первая остановка для туристов предусмотрена на плавучих островах Урос. Сделаны они из тростника, поверх которого построены тростниковые же дома. Местами положен слой земли, на котором выращивается картошка. Раньше народ спасался на них от властей и прочих бандитов. Теперь все они на приколе. У пограничников быстроходные катера, и уплыть в Боливию не получится. Даже регулярного пассажирского сообщения между двумя странами нет.
Островитяне давно живут только туризмом. Продают сувениры. Катают народ за 1 соль на огромной тростниковой лодке. Такие лодки, кстати, придуманы исключительно для аттракциона. Местные индейцы ими никогда не пользовались, а плавали на маленьких одноместных, а сейчас в камышах от взглядов туристов спрятаны современные моторки. На каждом острове есть телефонная будка, почта. Обещают открыть интернет-кафе.
Убедившись, что народ уже купил положенное количество безделушек и начал играть с сотовыми телефонами, экскурсию продолжили. Теперь предстоит 4-часовой переход на остров Амантани (Amantani).
По религии цивилизации Тиуанако на нем родились пачипапа и пачимама - два божества - две основы мироздания. Два холма, образующие остров, увенчаны соответствующими храмами. Культ жив. Шаманы в положенные дни совершают обряды. Заходить внутрь храмов туристам запрещено. Считается, что это осквернит святыню. По статистике, 70 процентов перуанцев католики, но по той же статистике 80% верят пачепапе с мамой. Высота холмов над уровнем озера - 300 метров.
Туристы долго взбираются на одну из вершин. Считается, что на обе не успеть до темноты. Большинство восходит на северный холм имени Пачипапы. По придуманному для туристов поверью, надо загадать желание и обойти вокруг храма 3 раза против часовой стрелки. Обещают, что загаданное сбудется. Пачимама чудес на халяву не обещает, и туда ходят реже. Не поверив гидам, мы после пачипапы отправились на пачимаму. Там толпа уже рассосалась. Остались только одинокие неорганизованные туристы, рассевшиеся на краю обрыва и медитирующие при заходе солнца. Картина действительно красивая. Мы сами посидели и посмотрели на этот прекрасный мир.
Стало темнеть. Гиды и прочие аборигены смотались в поселок. Тут мы и пролезли за стенку пачимамы в нарушение табу. Обнаружили каменный фаллос. Ой, а ведь это пачиМАМА. Видать, чтобы девушке не грустно было.
Вернулись уже в полной темноте. Наш гид радостно встретил нас в конце тропы. Он очень волновался, что мы потеряемся.
На постой мы были размещены в домах у местного населения. Нам досталась комнатушка на втором этаже. Хозяйка 35 лет, имеет 5 детей. Говорит по-испански чуть лучше нас. Родной язык у нее кечуа. За всю свою жизнь она ни разу не покидала своего острова.
Милая и приятная тетка. Накормила нас обедом и ужином. Для приработка вышивает шапочки. Предложила их нам купить. Так и хочется ее порадовать, но уж больно цветастые они.
Вечером была положена дискотека. Мы на нее было пошли, думая, что удастся отсидеться тихо в углу, но выяснилось, что там надо танцевать самим, а я этого очень не люблю. Пришлось быстренько оттуда сбегать. Света на острове нет, поэтому пригодился фонарик и спутниковый навигатор. Без второго можно своего дома не найти. Они там все одинаковые, а население острова 4000 человек.
На следующий день нас вновь погрузили на барку, завели движок с десятой попытки и перевезли на остров Текила (Taqoile).
Здесь положено было пообедать, перейти на другую строну острова и убыть восвояси в Пуно. Передвигались по острову мы быстрее оставшихся туристов, поэтому решили сходить искупаться. В среднем, здесь это не принято, но хочется. Видимо, это такая русская национальная мечта. Наш гид, услышав, что мы из России, припомнил, что год назад была группа москвичей, так вот они, представьте себе, пошли купаться. Мы сказали, что тоже хотим. Мужик ответил, что пляж на другом берегу. Вот на него мы и решили сбегать. Дорога вроде хорошая, указатели на Playa. Висят. Идем и идем, а пляжа все нет. Когда прошли час, стало ясно, что на корабль мы опоздали. Нас, конечно, сначала будут ждать, злобно ругаться, потом, наверное, уедут. Ладно, видимо, уже поздно бежать назад, надо все же найти этот пресловутый пляж. Выкупаться в другом месте затруднительно. Берега скалистые, да и подходы к ним поделены на частные участки.
Пляж оказался на самом дальнем южном мысу острова. Мелкий песочек, народу вокруг нет - все, что надо. Солнышко выглянуло. Искупались. Вода примерно градусов 10.
На корабль мы уже точно опоздали. Даже представить страшно, как нас там ругают, как гид проклинает ту минуту, когда он сказал про пляж этим диким людям. Ну разве можно было предположить, что они действительно туда пойдут.
К причалу мы вернулись около 5 часов вечера. В это время мы должны были быть в Пуно. Прямо перед нами отошел последний рейсовый кораблик. Спустились к причалу. Там местные жители строили дамбу. Женщины в заплечных мешках носили камни килограмм по 50, ну а валуны большего размера доставляли на кораблике. Попытался его нанять довести нас до Пуно. Мужик, в принципе, согласился - за 200 солей, но потом решил, что поздно. Маяков на озере нет, и ночью здесь плавать не принято, более того, он - на общественных работах (ми трабаха), а это свято. Община острова вообще гордится, что они здесь построили социализм. Есть на острове начальник - мужик, которому положено ходить в черной ковбойской шляпе, он все за всех и решает. На острове 20 ресторанов, но одновременно работают только 10. После недельной вахты рестораны меняются. Каждому положено накормить в день по одной группе туристов. По прибытии гид идет к командиру, и он указывает, где сегодня по соображениям равенства и справедливости положено накормить народ. Без его указания никакой инициативы.
Всем оставшимся жителям острова положено носить шерстяные вязаные шапочки типа Буратино. Вяжут их, кстати, мужчины. Свисающий кончик колпака нужен для того, чтобы носить в нем листья коки. Хорошим тоном считается при встрече снять шапку и угостить друг друга живительными листьями.
Коку в Перу жуют все, продается она на каждом углу. В отличие от Боливии и Колумбии, где правительство при поддержке Запада и особенно США пыталось покончить со зловредным растением, в Перу все было тихо. Сейчас коковый чай Мате-де-кока продается в любом предприятии общественного питания, его продают в автобусах и самолетах, причем часто других напитков на выбор не положено. За один соль можно купить небольшой мешочек листьев.
Наш корабль уплыл давно, но это полбеды, вмести с ним уплыл Ленин рюкзак с билетами на самолет. Выяснилось, что на острове работают сотовые трубки. До некой базовой станции 32 километра. Это - физический предел для GSM стандарта. Позвонили в Пуно мужику, который нам организовывал поездку. На удивление легко договорились. "Ми пердидо, мочило и барка, маньяна мочила и офисина"... (Моя потерялся, моя рюкзак уплыл на барке, моя твоя завтра рюкзак в офисе)
Следующий корабль завтра в полдень. Остается расслабиться и гулять. Жилье мы нашли быстро. Ночевка - 34 соля. Нам достался отличный домик почти на горе с видом на Пуно. Стоит на обрыве. Местный туалет мне понравился. Его вынесли на край пропасти, и в дырку открывается вид на несколько десятков метров вниз.
Дошли до центральной площади, пообедали. Командир в черной шляпе, заметив нас, заботливо спросил, нет ли у нас проблем, есть ли жилье, и нравится ли оно нам. То, что мы сами все нашли и этим довольны, его даже немного огорчило.
В ресторане отведали местной рыбы. Говорят, кинг фиш. В Пуно ее не найти, и остров Текила, наверное, единственное место, где ее можно съесть. Рыба как рыба, даже костей немного.
Темнеет тут рано, электричества нет. Немного почитав при свете свечей, уснули.
Наконец, удалось основательно поспать. Утром, лежа в постели, разослали всем знакомым SMS: "Привет из Перу, с острова среди Титикаки, отстали от корабля, а остров называется Текила, так что по названию видно, что место хорошее - не пропадем".
Обратную баржу нашли без проблем. Проезд - 10 US$ с человека. Основные пассажиры - туристы. Особенно запомнилась семья с годовалым ребенком. Они нам потом еще встречались много раз. Сами они из Англии. Рождение ребенка восприняли как повод покататься по миру. Вот уже полгода они вместе с ним в походе. Начали с Китая и юго-восточной Азии, теперь вот Латинская Америка. Ничего - все живы.
По возвращении Ленин рюкзак нашли. Ночевать пришлось опять в Пуно. Из прачечной получили наши вещи. На удивление чистые и сухие.
Александр Симо 07/02/2005
Страницы:
1 2 3 4
|