|
Олег Сенов был определен как самый православный из нас, ибо несколько сезонов сам проработал на восстановлении храмов Соловецкого монастыря. Его и послали на переговоры с "патриархом Эфиопии", но начальник разговаривать с ним не захотел и вскоре скрылся в своей резиденции. Просидев час в ожидании аудиенции, мы дождались только охранника, который сказал примерно так: "Патриарх вас принимать не хочет. Все иностранцы должны платить за осмотр храмов, независимо от страны происхождения. А если у вас проблемы с деньгами - обращайтесь в полицию". Мы снова поднялись на центральную площадь, перекусили чаем с пончиками и вписали рюкзаки к охранникам почтового офиса. Трое пошли на переговоры с начальником полиции. - К сожалению, ничем не могу вам помочь. Церкви Лалибелы - основной источник дохода для нашего округа. Бесплатно вас никто не пустит. - Но церковники сказали нам обращаться в полицию, что вы поможете! - Вы что-то путаете, полиция не может вмешиваться в дела церкви. - Но ведь взимание платы за вход в храм - нарушение правил всех религий! Если посмотреть хотя бы Библию... - К сожалению, туристы - единственный источник дохода эфиопской церкви. - Прервал шериф наши разговоры о Библии - Если эти бедолаги не будут брать плату, то умрут с голоду... - Но одно дело - американские туристы, прилетевшие на самолете. Для них 40 долларов - не деньги. Но мы и так заплатили 50 долларов за визу Эфиопии, самую дорогую из всех виз, кстати. Мы приехали к вам автостопом специально, чтобы рассказать православной России о ваших уникальных храмах... - Ничем не могу вам помочь. До свидания. Дела религии - не мое дело.
"Ну, не напрасно же мы так долго ехали сюда, чтобы уйти ни солоно хлебавши! Если не пускают бесплатно через ворота - найдем другой вход!" Действительно, со стороны домов никакого забора не было - туристы просто не рискуют ходить по таким улицам, где тротуар выполняет роль и сточной канавы и канализации одновременно. Мы перелезли через овраг и стали осматривать и фотографировать храмы "несанкционированно".
Церковь Иммануила имеет 18 метров в длину и 12 метров в ширину. Ее блок "врезан" в скалу на глубину до 11 метров. От нее, по подземному тоннелю можно пройти к церкви Меркурия. Хотя она уже частично обрушилась, на ее внутренних стенах сохранились три огромные, выполненные на ткани картины. Но жадные монахи не пустили нас внутрь, и картин этих мы не увидели. Церковь Святого Ливаноса врезана вовнутрь холма. Ее строили последней, и даже крыша храма еще не отделена от нависающей над ней скалы. Зато здесь лучше всего видны этапы строительства. Две церкви-близнецы, Святого Гавриила и Святого Рафаила, прикрываются единой каменной крышей, размером 25 на 12 метров.
Говорят, что из щедро украшенной орнаментами церкви Святой Марии проложены узкие поземные галереи, по которым, согнувшись в три погибели, можно добраться еще до трех церквей, которые полностью скрыты внутри холма, и не имеют иных выходов-входов. Несмотря на то, что все эти храмы действующие, и в этот день там велось богослужение, иностранцев туда водят только за отдельную плату. Совершенно непонятно, как лалибельские строители извлекали наружу каменные блоки в процессе вырезания этих "сакальных" церквей? Ведь не размельчали же они скалы до состояния щебня? И наконец, мы подошли к главному из всех лалибельских чудес, церкви Святого Георгия. Она стоит особняком, и подходя к ней, видно сначала только красную площадку. В центре ее - огромный провал, из которого вверх восстает огромный каменный крест, который и является крышей храма. Подойдя к краю ямы, видишь внизу храм в виде креста. В огромном колодце размерами 23 на 22 метра строители изваяли монолит, основание которого имеет в плане не прямоугольник, а правильный крест. Все творение как бы "утоплено" в поверхность земли, и с края лучше всего видна именно декорированная крыша. Мы стали фотографировать все это сверху. С глубины 12-ти метров к нам поднялись священники в длинных церковных одеяниях, некоторые из них имели в руках кресты, сваренные из арматурного железа. Большинство церковников владело английским языком. - Где ваши билеты? Почему фотографируете? - Билеты для нас слишком дороги. Мы сделаем снимки на память и уйдем. - Нельзя без билетов! Нельзя!
Антон снова принялся вразумлять, что брать плату за вход в храм не по-христиански. - Какой вы нации, какой веры? - Спросил еще один поднявшийся снизу священник. - Мы из России, православные мы. - В который раз отвечали мои товарищи. - А, Православные?! Тогда заходите внутрь, вниз. Нет проблем. - Можно бесплатно?! Неужели?! - Да-да. Православным можно, заходите!
Еще не до конца веря в победу "науки", счастливчики, выстраиваемся гуськом за монахом и спускаемся по длинной каменной щели на глубину двенадцати метров в скалы. Щель упирается в вертикальную стену с дырой-пещерой, в которую вмонтирована древняя деревянная калитка. Я захожу в калитку последним, за моей спиной дверь захапывается. Священник запирает изнутри массивный засов, и маска радушия слетает с его лица. - А теперь мы вас не выпустим, пока не заплатите по 60 долларов с носа! - Это что же, православные, вы нас захватили в плен? - Вы останетесь здесь пока не заплатите за вход и за фотографирование! Дверь не откроется, - Подтвердил священник, и грозно заслонил дверь своей спиной.
Начали обмениваться соображениями друг с другом: "Вот это да! Мы в заложниках у православных монахов! Вот, наконец, и настоящие приключения! Что же теперь будет", "Платить не будем ни в коем случае! Да и денег все равно с собой нет. Будем ждать естественного развития событий", "Да-да. Интересно посмотреть, чем же все кончиться. Сколько они смогут нас здесь держать?", "А кормить, интересно, будут?"...
Такие разговоры мы вели между собой на непонятном церковникам языке. Тем временем решили обследовать и тщательно сфотографировать (раз уж залетели!) всю сущность уникального храма и темных пещер в стенах ямы. В некоторых пещерах лежали наполовину истлевшие останки святых, в других, несмотря на наше пленение, продолжался молебен, кто-то пел, кто-то ходил по кругу с длинными свечами, другие молились на коленях перед алтарем. Тем временем, на краю ямы стали собираться прихожане (был воскресный день), местные дети и просто зеваки, привлеченные суетой церковников. Закончив осмотр храма и колодцев, мы убедились, что другого выхода, кроме деревянной двери в пещере, не предусмотрено. Выбраться из ямы по отвесным стенам без альпинистского снаряжения невозможно. Утешало только то, что кроме нас "в заточении" оказалось еще два десятка церковников, и уж своих то им придется кормить или выпускать наверх. Кротов, наконец, смог высказать все, что он думает о расхождении эфиопской церкви с "истинным православием". Забравшись на ступени храма, он начал длинную речь, своим громким голосом он привлек внимание не только наших пленителей и соседей по плену, но и толпы людей на краю ямы прекратили свои разговоры, слушая Антона. Не меньше половины слушателей понимала по-английски, другим переводили шепотом понимающие. "Слушайте нас, о люди! Мы - русские путешественники. Россия - православная страна. Мы проехали за два месяца много дорог, много стран. Мы были в мусульманских странах - и нигде нас не заставляли платить, мы были в Европе и Азии, на Ближнем Востоке и дальнем Севере - везде люди не только пускали нас в храмы, но и рады были помочь нам - пускали на ночлег, угощали своей едой и давали другие блага, не взирая на нашу веру. И только в Эфиопии мы увидели странное явление - плату за вход в действующую церковь. Как вам не стыдно?! Позор на весь мир! Двери в храм Божий должны быть открыты для всех и всегда, так сказано в Библии! Вспомните что говорил Иисус, сын Божий ..." и так далее, вставляя цитаты из Библии, Антон пытался достучаться до совести эфиопов.
Сергей и Олег продолжали фотографирование, а я подошел к калитке, на всякий случай проверить надежность нашей "тюрьмы". К удивлению, обнаружил, что кроме деревянного засова, никаких других запоров на двери нет! Церковник, стороживший дверь (тот самый, который нас заманил), тоже понял свою оплошность и стал звать на помощь. Но я уже схватил рукой засов, отодвинул его в сторону и рванул на себя калитку со всех сил как раз в тот момент, когда к стражу двери подоспела подмога. Каждый эфиоп, в среднем, слабее меня в три раза. От моего толчка дверью старик отлетел, сбив с ног спешащих к нему помощников. Путь наружу был свободен!
Вцепившись руками в дверь, я стал кричать в сторону храма: "Антон! Сергей! Олег!!! Скорее сюда, я открыл дверь! Быстрее!!!", но стены пещеры заглушали мои призывы. Несколько эфиопов повисли у меня на руках, завязалась потасовка, но мои товарищи не заметили этого, ибо как раз в этот момент эфиопы сверху отвечали что-то на пламенную речь Антона. К толкающим меня от двери церковникам прибывали все новые силы, и я решил, что лучше пусть один из нас будет снаружи, чем все четверо внутри.
Когда я выбежал из щели наверх, эфиопы, сидящие по краю ямы решили, что я вырвался исключительно для того, чтобы покарать обидчиков. Все они вскочили и бросились бежать в деревню, ввергнув в недоумение моих товарищей, сидящих в яме. Вот на краю ямы, откуда только что убежали черные зеваки, показалась одинокая желтая фигура. - Грил! Ты как там оказался? - Я же кричал вам, что я открыл дверь, там нет замка, только засов - проверьте! - Сейчас проверим, подожди...
Григорий Лапшин (GriL) [gril_avp@mail.ru] 13/02/2003
Страницы:
1 2 3 4
|
|