Страницы: 1 2
Православная церковь Иоанна Богослова начала XX-го века, стилизованная, видимо, под кирху. Интересный пейзаж создаёт соседство с огромной трубой:
Главная церковь "материковой" Сортавалы тоже носит имя Николая Чудотворца. Выглядит как новодел, но на самом деле этот храм тоже из XIX-го века, просто в 2000-е его так тщательно зареставрировали. Любопытны узоры на стенах в виде шестиконечных звёзд. Как-то очень странно для православной церкви:
На западе Карелии по понятным причинам высок процент лютеран. Причём карелы и ингерманландцы сумели разойтись на этой почве, поэтому в Карелии существует две официальные лютеранские общины - Карельская евангелическо-лютеранская церковь у карел и евангелическо-лютеранская церковь Ингрии у ингерманландцев. Причём центром первой из них считается именно Сортавала, а главным храмом является, по видимому, кладбищенская лютеранская церковь 1939-го:
Подойдя сфотографировать, в общем-то, довольно рядовой объект - новую лютеранскую кирху в Сортавала, я неожиданно для себя получил массу познавательной информации. Как раз в этот момент из церкви вышел её новый настоятель. Заметив, что я фотографирую церковь, он поздоровался и предложил провести небольшую экскурсию.
Это вторая лютеранская кирха в Сортавала 1998-го года постройки, как Вы наверное догадались, относится к лютеранской церкви Ингрии. Теперь мне понятно, почему настоятель в своей экскурсии так подробно рассказывал историю этого приходского дома и ни разу не упомянул о церкви на кладбище - они относятся к двум разным местным ветвям лютеранства, и отношения между ними, по-видимому, прохладные:
Молодой и достаточно приятный мужчина сразу расположил к себе, и я согласился на экскурсию, несмотря на то, что меня ждали мои спутники. Будучи увлечённым своим делом, он долго и подробно рассказывал мне про историю лютеранства в этих местах. Большая часть деталей конечно прошла мимо меня, но я неожиданно вынес для себя довольно чёткое представление о народе ингерманландцев - именно они составляют основную массу этого прихода. Находясь там, я ещё не знал о существовании двух ветвей лютеранства здесь и по очевидной логике, что в Карелии должны быть карелы, спросил настоятеля, правильно ли я понимаю, что прихожане в основном из карел. Он отмахнулся от этого вопроса и не стал вдаваться в подробности, что ещё раз подтверждает уже сегодняшнюю мысль о прохладе в отношениях между двумя лютеранскими приходами.
Сравнительно неплохая скамья для влюблённых в центральном сквере города:
Благодаря рассказу настоятеля церкви меня затянуло в поверхностное изучение истории ингерманландцев. Писать об этом здесь глупо и бессмысленно. Стоит сказать, что как мне показалось, национальная идентичность у этой частично признанной нации (многие официальные источники считают их лишь финским субэтносом) гораздо мощнее, чем у имеющих свою официальную республику карел. Это подтвердилось впоследствии и в Выборге.
К сожалению, из церкви мне пришлось уйти не дослушав рассказ настоятеля, т.к. ожидавшие меня люди уже начали нервничать. Получилось немного неудобно, хотя я остался очень рад и благодарен этой встрече. Бюст Ленина у ратуши (см. фото 8):
Ингерманландцы, по сути, это результат попыток шведов ассимилировать территорию Ингерманландии, отжатую у России в смутное время. Они переселяли сюда финнов из соседних регионов и обращали в лютеранство местных жителей, в том числе - русских. Навязчивому олютераниванию, кстати, местное православное население, как карельское так и русское, поддаваться не желало и уходило вглубь России. Благодаря этому в частности мы имеем феномен "Тверских карел" - уже вполне оформившегося карельского субэтноса, разместившегося преимущественно в Лихославльском районе Тверской области.
Памятник Патриарху Алексию II у Никольского храма, который он посещал в 2001-м году:
Как результат шведской переселенческой политики, ингерманландцы чувствуют себя слегка чужими как в Финляндии, так и в России, а в окрестностях Петербурга заложена основа для межэтнического взаимонедопонимания. А Швеция, в состав которой в те годы входила Финляндия, вроде бы и не при чём. Возможно именно поэтому, как мне показалось, ингерманландцы сильно держатся друг за друга и сохраняют очень крепкую самоидентификацию и приверженность своему этносу, не хуже иных народов северного Кавказа.
Памятник рунопевцу - хранителю и собирателю эпических песен прибалтийско-финских народов, в состав которых входят и карелы. Образ считается собирательным, однако основным прототипом для памятника стал реальный человек - рунопевец Петри Шемейкка:
Сегодня Сортавала выглядит достаточно противоречиво. С одной стороны видно, что город расположен в небогатом северном регионе. Разрухи уровня Беломорска конечно нет, но по многим зданиям и улицам города видно, что по ним плачет ремонт.
Мемориальный комплекс "Вечный огонь" с братской могилой и памятником.
С другой стороны, на фоне остальных карельских городов Сортавала выглядит даже выигрышно. Во-первых, город сильно туристический - сюда в больших количествах приезжают как петербуржцы, так и финны. Перед обеими группами нельзя падать в грязь лицом, дабы турпоток вместе с потоком денег не останавливались.
Памятник красноармейцу на берегу залива. Местные также называют его "памятником Алёше". Такое же имя в народе имеют и с десяток других похожих памятников по всему бывшему СССР и даже в странах Варшавского блока. Откуда это пошло, интересно? На другом берегу когда-то стояла скульптура женщины с ребёнком, провожающих взглядом солдата. Его планируют восстановить.
Во-вторых, в июне 2015-го Карелия отметила 95-летие Республики. Центральным местом этого празднования в Карелии в последние годы принято делать не столицу, а какой нибудь из городов региона. В этом году выбор пал на Сортавала. А тут не просто день республики - юбилей, да еще и в год юбилея Победы, да еще и 180-летие издания главного национального эпоса карел "Калевала". Очень интересный монумент на центральной набережной города. Вырезанный контур подводной лодки символизирует затонувшую в заливе субмарину:
В общем, за месяц до нашего приезда Сортавала основательно причесали и отремонтировали, фасады многих исторических зданий были приведены в порядок, построили новые объекты, в частности - модную набережную в молодёжном духе московского парка Горького с современным культурным центром, что на фото. Как итог - сегодня Сортавала выглядит очень неплохо даже по общероссийским меркам, не говоря уже про сравнение с другими карельскими городами.
Если вдуматься, название молодёжного центра "Сердоболь" - уникальный феномен. Обычно в названиях организаций, отсылающих к старым именам населённого пункта, у нас используются бывшие либо досоветские топонимы (Вятка, Симбирск), либо дороссийские (Кёнигсберг, Нотебург). Здесь же, в современном российском городе, носящем чужеродное название, в качестве названия заведения - исконное русское имя города.
Даю бесплатный совет - вместе с молодёжным центром в здании открыли классное современное кафе. Оно пока слабо известно, но на мой взгляд в Сортавала оно одно из двух лучших.
Железная дорога пришла в Сердоболь в 1893-м году, в виде линии "Выборг - Йоэнсуу". Ныне ветка является международной. Недалеко от границы от неё отходит линия на Суоярви и далее на Костомукшу, по которой ходит единственный в этих местах поезд дальнего следования "Санкт-Петербург - Костомукша". Кроме него через Сортавала проходит две пары пригородных поездов, ходящих два дня в неделю.
Вокзал 2000-го года на мой взгляд немного стилизован под местную архитектуру, что даёт ему капельку очарования, хотя новенький кирпич всё равно выдаёт возраст.
Сама станция очень тихая и умиротворённая, хотя грузовое движение здесь должно быть относительно активным - гоняют лес и нефть. Любопытная водонапорная башня:
На окраине Сортавала, в парке культуры и отдыха, можно подняться на гору и обозреть город с высоты. Но романтического вечера в таком располагающем месте может и не получиться - всё таки это Карелия! Нас здесь атаковали полчища крылатых самок муравьёв. Вреда они конечно никакого не делают, но при том летают плохо, в результате чего они оседают и в волосах, и в сумках, и в карманах, и за воротником:
Спальные района Сортавала. Выглядят очень ухоженно и аккуратно. Иные районы Петрозаводска могут позавидовать. Поверить же на этом фоне, что Беломорск расположен в этом же регионе, вообще не представляется возможным:
Есть и новые кварталы:
Обратимся теперь к деталям. В таком необычном городе их просто не может не быть. Столб очень интересной конструкции, явно с финских времён:
В Сортавала впервые увидел использование карельского языка где-то кроме официальных вывесок административных организаций. Или же это финский? Говорят, что его здесь гораздо больше, чем карельского. Благо мало кто из русскоязычных сможет их отличить.
Весьма специфическое место - старое финское кладбище. Ныне заброшено. На какой-то карте даже видел, что это место на полном серьёзе отмечено как парк (!), но гуляющих здесь по понятным причинам не много. Кладбище интересно как непривычными однотипными надгробными камнями, разбавленными солидными склепами видимо знатных финнов, так и датами на них. Во-первых, по ним хорошо видна веха финской принадлежности города - большинство похоронены здесь с начала XX-го века по 1940-й. Во-вторых, возраст. Годы вроде бы были не военные, но найти кого-то, кто прожил более 40 лет, оказалось почти невозможно.
В целом состояние сортавальских улиц удовлетворительное - как я уже писал, к юбилею город привели в порядок. Но на одной из центральных улиц города творился настоящий дорожный ад. Такого количества ям и рытвин на квадратный метр в центре города я ещё не видел. Такое ощущение, что здесь сняли асфальт чтобы к празднику положить новый, но по каким-то причинам не успели, а после приезда высоких гостей и проведения всех мероприятий решили, что уже и не нужно.
Любопытная вывеска на одном из ветхих деревянных домов. Больше такого нигде не видел. Выходит, в плане расселения аварийного жилья и грамотного информирования жителей Карелия даже обошла другие регионы:
Наконец, фотографируя народную школу (см. фото 15) я услышал просьбу "меня сфотографировать". Две девчушки скучали на парапете, пока парни играли в баскетбол. Выполнение их просьбы вызвало необоснованно бурную и радостную реакцию, словно это был прямой эфир первого канала. Ну, думаю, ладно. Списал на индивидуальные особенности характера девушек. Но спустя пять минут в другом месте та же история повторилась уже с другими девушками! Тут я уже насторожился, сделал вид, что их не заметил, и постарался больше не светить фотоаппаратом. Мало ли что. Парни Сортавала, обратите внимание на своих девушек, а то они уже кидаются на приезжих фотографов! В баскетбол потом успеете наиграться...
История Сортавала сложна и запутана. К сожалению, как и у многих других приграничных городов, это делает его жизнь потенциально нестабильной и вероятно опасной. Я озаглавил свой рассказ "наша Финляндия", что, конечно, чересчур упрощённо и немного вульгарно. Здесь всё сложно, культуры двух стран (если не считать выглядывающую из-за каждого второго угла Швецию) и нескольких народов сплелись здесь в очень хитрый и крепкий узел. С тем же успехом можно сказать и что это - кусочек России, попавший в руки финнам, которые наполнили его своей культурой.
С чисто же визуальной точки зрения город наверное самый красивый в Карелии, если не пытаться сравнивать с Петрозаводском, который просто в совершенно другой весовой категории. Тем более сейчас, когда в Сортавала стало весьма ухоженно и опрятно. Словом, надо сюда ехать. Тем более что рядом находятся Валаам и Рускеала.
В следующий раз про Выборг - город с очень схожей судьбой и духом, но больше в масштабах и ярче. Там и наследила уже не столько скромная и лаконичная Финляндия, сколько претенциозное и богатое королевство Швеция.
07/12/2015
Страницы: 1 2