Страницы: 1
Совсем рядом с мужским Спасо-Евфимиевым монастырём располагается монастырь женский - Покровский. Их разделяет лишь небольшая речка Каменка, протекающая вдоль всего Суздаля. С высокого берега реки он присматривается весь как на ладони. Ослепляющая белизна построек на цветущем лугу придают Покровскому монастырю что-то нереальное, даже сказочное... Сегодня наш путь будет лежать туда.
Сама по себе Каменка - река, надо отметить, очень живописная. Говорят, особенно хороша она в июне, когда расцветают кувшинки. Мы, правда, их не видели, так как были немного раньше. Зато запомнились лягушки, количество которых, если судить по неистовому кваканию по вечерам, измерялось десятками тысяч :)
Но вернёмся к нашему пути.
Как я уже говорил, интереснее всего к Покровскому монастырю спуститься прямо от стен мужского Спасо-Евфимиева монастыря. Это можно сделать сразу после его посещения, но правильнее будет выделить на женскую обитель отдельный день. Всё-таки, за раз внимательно осмотреть сразу оба вряд ли получится:
От стен Спасо-Евфимиева монастыря спускается небольшая тропинка:
Далее она приводит к небольшому деревянному мостику, переброшенному через реку:
И уже на другом берегу нас встречает он - Покровский женский монастырь. Основанный в 1364 году он, в отличие от мужского, действует до сих пор.
Сегодня рассказывают занимательную легенду о том, как и при каких обстоятельствах был заложен первый камень. Поговаривают, что своему появлению Покровский монастырь обязан чуду. По преданию, суздальско-нижегородский князь Андрей Константинович плыл из Нижнего Новгорода в Суздаль, и на его ладью обрушилась страшная буря. Князь поклялся, что если останется в живых, то построит в Суздале иноческую обитель. Как уже можно догадаться - всё закончилось благополучно. И в 1364 году в низине правого берега реки Каменки была заложена женская обитель, получившая название Покровского женского монастыря:
Изначально все строения здесь были деревянными, и только спустя более двух столетий монастырь становится белокаменным. Так, например, каменная ограда дошедшая до наших дней - это сооружения XVII и XVIII веков. Более старые шатровые башни, находящиеся в северной части монастыря, хотя и имеют строгий и даже суровый облик, никогда не предназначались для оборонительных целей, а имеют чисто декоративный характер:
Восьмигранные башни XVIII века с полусферическими куполами значительно живописнее и, возможно, первоначально также имели шатровое завершение:
Мы же направляемся ко входу на территорию обители. В наши дни, как и веками ранее, главным входом в Покровский монастырь служат Святые ворота:
Святые ворота появились благодаря великому князю Василию III в 1515 году. Это одно из самых ранних сооружений в Покровском монастыре (по возрасту соперничает только с самим Покровским собором). Над воротами располагается Благовещенская церковь, считающаяся одним из самых выдающихся строений архитектуры древнего Суздаля:
Сразу при входе бросается в глаза наличие немалого количества аккуратных деревянных домиков. Оказалось, что, в монастыре долгое время размещалась гостиница "Покровская", устроенная в стилизованных избах и очень популярная у иностранных туристов. Весной 2008 года гостиница была закрыта и подарена владельцами монастырю. Теперь здесь расположены кельи монахинь и приют для девочек:
Но главное внимание притягивает, конечно, красавец Покровский собор (1510-1518 гг.) - основное здание монастыря, его композиционный центр. За столетия храм много раз перестраивался, и только в середине XX века ему был возвращен первоначальный вид. Рядом шатровая колокольня, соединенная с папертью собора переходом, представляет собой не менее значимый памятник суздальской архитектуры. Нижняя часть колокольни выполняла роль усыпальницы, в верхней же располагалась церковка, еще более миниатюрная, чем над Святыми воротами:
Величественный трёхглавый храм представляет собой строгое и скупое на декоративные элементы строение. Но ведь и назначение его невеселое - Покровский собор является своего рода мавзолеем знатных отшельниц, не по своей воле оказавшимися его постоянными обитательницами. Здесь находили своё последнее пристанище представители родов Шуйских, Черкасских, Нагих, Суздальских и других известных фамилий:
Но основная масса людей помнит всё же одну трагическую историю, связанную с первой женой Василия III Соломонией Сабуровой, одной из первых узниц монастыря.
А дело было так. В 1525 году Василий III обвинил Соломонию в бесплодии (за 20 лет брака у них не было детей), насильно постриг в монахини и сослал в Покровский монастырь. В те времена развод был немыслимым делом, и чтобы получить разрешение у духовных властей, Василий III выделял немалые средства на развитие Покровского монастыря...
Позднее выяснилось, что обвинения в бесплодии были напрасны - спустя несколько месяцев после пострига Соломония родила мальчика, но под страхом козней новой жены Василия III Елены Глинской (матери будущего царя Ивана Грозного) вынуждена была сымитировать гибель царевича. По легенде Соломония отправила сына крымскому хану, и тот впоследствии прославился как разбойник Кудеяр.
После своей смерти Соломония, после пострига - София, была канонизирована церковью и стала Преподобной Софией Суздальской. Именно благодаря ей Покровский монастырь стал местом паломничества, а сама Преподобная София Суздальская - покровительницей города Суздаль:
До наших дней дошло одно небольшое строение, которое было свидетелем тех мрачных времен, когда сюда массово ссылали неугодных представительниц аристократических фамилий. Это - Приказная изба, или, как его ещё называют - Судный дом (конец XVII века). Сегодня он выглядит очень солнечно и приветливо, но были времена...
Вот, к примеру, интерьер этой избы. В полу вырыта огромная яма, так называемый "каменный мешок", размером 2х4 метра, где содержались узницы:
Внизу холодно, сыро и пахнет безнадёжностью:
Но вернёмся на улицу.
Еще один интересный памятник расположен к северу от собора. Это Зачатьевская трапезная церковь (построена после 1551 года). Она была возведена на месте старой деревянной по приказанию Ивана Грозного после смерти его дочери Анны. Любопытно, что она имеет формы, характерные, скорее, для польской, чем для русской архитектуры. Возможно, зодчим Зачатьевской церкви был польский мастер, приглашённый Еленой Глинской:
Главный вход в церковь:
В Покровский монастырь приезжают не только туристы со всего мира, но и верующие, поклоняющиеся нетленным мощам Софьи Суздальской и молящие ей о своих детях. Поэтому для них создаётся некоторый сервис. Вот, к примеру, паломническая трапезная, где можно вкусно и недорого покушать. Правда, вся пища постная, монастырская:
Внутрь мы так и не зашли. Зато оценили приятную деревянную отделку уличной веранды, где стоит, наверное, единственная скамейка на всей территории монастыря :)
В общем и целом, подводя итог, могу сказать, что Покровский монастырь мне понравился. Своей чистотой, духовностью, своей набожностью. Как плюс можно расценивать и тот факт, что это действующая обитель, в отличие, к примеру, от Спасо-Евфимиевского монастыря. Но несмотря на некоторые запреты, здесь также есть масса мест, куда открыты двери любому путнику (согласитесь, не каждый женский монастырь настолько открыт посетителям):
У кого есть время и возможность - не поленитесь сходить и посмотреть всё это своими глазами. Это того стоит. Единственное, постарайтесь разбить два самых значимых монастыря города на два разных дня :)
02/11/2015
Страницы: 1