Страницы: 1
Данный очерк посвящён самому неоднозначному замку долины реки Луара, который мне посчастливилось посетить. Дело в необычной судьбе замка и хозяев, которые им владели. Благодаря им, получилась невероятная архитектурная смесь, гремучая и эклектичная. Постараюсь быть кратким, но... Вы же меня знаете. :)
Итак, одним погожим летним днём Судьба привела нас в маленький городок центральной Франции, который был трогателен в своей провинциальной красоте, и вызывал восхищение старинной архитектурой и уютной атмосферой. А ведь когда-то это место вовсе не считалось провинцией. Здесь была вотчина могущественных герцогов, а позже и монархов Франции. Здесь проходили турниры, пиры, поэтические состязания, военные советы, решались судьбы страны. Сердцем города, естественно, являлся его замок, что, впрочем, весьма типично для европейского Средневековья.
Довольно забавные стены католического колледжа призывают к миру. Хотя каких-то пять веков назад по вине католиков была начата беспрецедентная резня, вошедшая в историю как "Варфоломеевская ночь".
Улочки старой части города узкие и проложены в угоду рельефу местности. Для городов начала прошлого тысячелетия такая планировка естественна. В отличие от древних греков или римлян европейцы не делали планировку города в виде "решетки", каждая ячейка которой представляла собой квартал, а просто возводили, как правило, укрепление на возвышенности, и постепенно пристраивали к нему новые и новые дома. Когда приходил неприятель, все прятались за стенами замка. Часто для этих целей выбирался высокий берег реки, и в этом смысле Блуа не исключение.
Старинные стены, молчаливые свидетели истории города.
Приехав к замку, мы припарковались у сквера имени Огюстена Тьерри, известного французского историка, одного из основателей французской историографии, естественно, уроженца Блуа. Из сквера открывались чудесные виды на замок и на церковь Святого Викентия де Поля, основателя конгрегаций лазаристов и дочерей милосердия. Мужиком, Викентий был добрым, и церковь получилась тоже доброй.
Фасад у церкви довольно занятный, каждый уровень выполнен в разных ордерах - дорическом, ионическом, коринфском, соответственно.
Как и во многих католических церквях, главной фигурой является Дева Мария.
Осмотрев церковь, мы отправились в замок. В отличие от прочих посещённых нами замков, этот представлял собой смешение архитектурных стилей, т.к. каждое крыло замка отражало одновременно и пристрастия нового хозяина и архитектурные вкусы своего времени.
Памятная табличка о том, что замок посещала Жанна Д'Арк. Но это совсем другая история.
Наиболее крупным является т.н. крыло Людовика XII, представляющее собой прекрасный образчик поздней "пламенеющей" готики. Вид замка уже перестаёт напоминать укрепление, теперь он напоминает дворец. Собственно, королевская резиденция и должна напоминать дворец - как-никак, а наступал XVI век.
Стоит отметить применение кирпича, который до того времени игнорировался традициями готической архитектуры. Окна становятся шире и перестают напоминать бойницы. И хотя стиль крыла вне всякого сомнения готический, устремлённый вверх, стрельчатый и богато украшенный лепниной, всё же в мотивах и украшениях фасадов чувствуется поступь приближающегося Ренессанса.
Статуя Людовика XII имеет портретное сходство, что тоже является новшеством. Под статуей расположена эмблема Орлеанских герцогов - дикобраз. Довольно необычный зверь, во Франции не водится. Зато водится на территории Израиля, куда французская знать попадала во времена крестовых походов в Святую Землю. Девиз под эмблемой даёт понять, почему в качестве символа был выбран именно этот зверь: "De pres comme de loin, je suis redoubtable" - "И вблизи и вдали я опасен". В те времена, бытовало поверье, что дикобраз умеет стрелять своими иглами.
Эмблема короля, но уже в интерьере. О любви короля к своей жене говорит тот факт, что везде рядом с монограммами Людовика стоит монограмма Анны.
Умер монарх в новый 1515 год, прямо первого января. Несмотря, на то, что Людовика называли "отцом народа", своего наследника у него так и не было. Он собственно и умер во время попытки его получить. Не самая плохая смерть, хоть и ранняя - 52 года.Преемником короля стал муж его дочери Клод, Франциск I. Он тоже был увлечённым строителем и тут же распорядился достроить замок. Крыло Франциска, было построено всего пятнадцать лет спустя после завершения крыла Людовика, хотя по внешнему виду похоже, что их отделяет целая эпоха. И хотя стрельчатая высокая крыша и винтовая фасадная лестница (итальянцы к тому времени уже использовали маршевые) явственно ассоциируют стиль с готическим, всё же его можно смело отнести к одному из первых образцов французского архитектурного Ренессанса. Об этом свидетельствуют и изящная резьба на капителях пилястров, и затейливо украшенные фронтоны люкарн и аркады фасада внешней стороны замка.
Стены, в отличие от присущих традиций готики, потеряли свою плоскостность, и стали более объёмными, следуя моде архитектурного Ренессанса.
Одним из частых мотивов в украшении фасадов была выбрана саламандра, символ Франциска. С древних времён считалось, что эти животные способны жить в огне, благодаря необычайному холоду внутри тела. Кроме того, считалось, что саламандры бесполы. Эти качества, скорее всего и послужили причиной тому, что в европейском христианстве этих замечательных земноводных стали считать символами целомудрия и чистоты помыслов.
Деталь лепнины.
Гид сказал, что лепнина начала разрушаться и её поместили в музей.
А на фасад повесили копии.
Музей находится в самом замке.
Девиз Франциска I "Я лелею добро и изгоняю зло" вместе с геральдической саламандрой составляют образ благочестивого короля. Рыцарем без страха и упрёка. Впрочем, сам монарх именно таковым себя и считал, и часто использовал в отношении себя эпитет "король-рыцарь". Деятельность Франциска I была противоречивой, но, в целом, во время его правление во Франции начался расцвет эпохи Возрождения. Король покровительствовал людям искусства и науки, и даже переманил к себе на службу великого Леонардо да Винчи.
Ещё одна саламандра. Экспонат музея Блуа.
Дабы поддержать добрую традицию, Франциск I также (как и Людовик XII) умер в возрасте 52-х лет. После него замок ещё много раз менял своих хозяев. Среди наиболее ярких исторических событий стоит упомянуть, конечно же, убийство братьев Гизов.
Блуа времён расцвета.
В конце XVI века Франция была в состоянии внутренней религиозной войны. Протестанты бились с католиками. Основными действующими лицами были Генрих Бурбон, Генрих III и Генрих Гиз. Бурбон возглавлял протестантов, Гиз - католиков, Генрих III же формально стал главой Лиги католиков, но вследствие того, что Гизов опасался больше, поддерживал союз с Бурбоном.У Гизов были весьма честолюбивые планы. Благодаря вспыхнувшему в Париже восстанию, в результате которого король сбежал в Блуа, они пришли к власти и всерьёз помышляли о троне. Для этого были предприняты попытки вынудить короля отречься от престола и несколько покушений. Генрих III же, демонстрировавший слабость и создавший образ простака, оказался недооценён Гизами.23 декабря 1588 года в Блуа были созваны Генеральные Штаты (совет государства), куда прибыл Генрих Гиз со своим братом Людвигом, кардиналом Лотарингским. К тому моменту Гиз уже был фактическим правителем Парижа и его влияние выросло до катастрофического для Генриха III предела. Отступать было некуда, а потому, окружённый лишь небольшим отрядом соратников, монарх Франции отдал приказ своим телохранителям убить Гизов. Сначала убили Генриха, пригласив утром на аудиенцию к королю, где его уже поджидали гвардейцы. Затем, загнав на чердак, изловили его брата Людвига, и там же умертвили. Скандал вышел грандиозный - на Штаты приехало множество депутатов, но... победителей не судят, тем более, когда победитель - царствующая особа.
Убийство Генриха Гиза
Спустя всего пару недель в Блуа умирает Екатерина Медичи, мать Генриха III. После бойни устроенной в замке её сыном, она сказала ему: "Ты хорошо раскроил, теперь нужно умудриться сшить". Она подразумевала непростую ситуацию политически разрозненной страны. Всю свою жизнь Медичи боролась за процветание династии Валуа. Она умерла счастливой, полагая, что сын её, наконец, прочно сел на трон, и всё пойдёт как надо. Но в том же году, в результате тщательно спланированного лидерами Лиги заговора, фанатично настроенный монах-католик заколол Генриха III. Династия Валуа оборвалась. На французском небосклоне зажглась звезда Бурбонов.
Секретер Екатерина Медичи, где по легенде она хранила яды.
Сцена убийства Генриха III.
Зал, где проходили Генеральные Штаты.
Последним из хозяев, значительно преобразивших внешний облик замка стал герцог Гастон Орлеанский. Этот амбициозный аристократ несколько раз номинировался на главную роль в кино под названием "Франция", переходя дорогу, то королю, то кардиналам. После очередного неудачного восстания, разжалованный в праве престолонаследования, он был выслан кардиналом Мазарини в Блуа, где и провёл остаток жизни.
Портрет какой-то из дочерей хозяев замка. Девочка родилась с волосами на лице и всю жизнь провела в замке.
Немного деталей интерьера...
Во времена Французской Революции замок был сильно разграблен.
Часть интерьеров была разграблена.
Часть сильно пострадала.
Пришлось заново воссоздавать многие детали.
Приобретая их у антикваров...
...и частных коллекционеров.
Чтобы сейчас замок смотрелся поистине королевским.
Дабы направить свою кипучую энергию в созидательное русло, он начал перестройку замка, пожелав полностью изменить облик, поменяв архитектурный стиль на строгий классицизм. К счастью для потомков, он перенял добрую традицию предшествующих строителей - не переходить возрастной рубеж в 52 года. Поэтому успел лишь построить новое крыло, а старые крылья Людовика XII и Франциска I разобрать не успел. Хотя и планировал.
Крыло Гастона.
В итоге замок представляет собой своего рода архитектурный музей под открытым небом, в экспозицию которого включены образцы строительной моды разных эпох - от поздней готики до средневекового классицизма. Атмосфера историй и легенд, как и многоликий с точки зрения зодчества образ, делают Блуа самым уникальным из виденных мной замков.
18/09/2015
Страницы: 1