Над керамическим убранством в середине XVII века работали такие мастера как Петр Заборский, Степан Полубес, Игнатий Максимов. При патриархе Никоне было выполнено пять керамических ордерных иконостасов (два для приделов Усекновения главы Иоанна Предтечи и Успения Пресвятой Богородицы и три для заалтарных приделов).
Праздничный вид придавали собору изразцовые наличники икон в трех его ярусах, декоративные пояса, порталы и надписи. В конце XVII века изразцами были украшены барабан большой главы собора, парапеты хор и верхние ярусы храма.
Изразцы, изготовленные во второй половине XVII века в керамической мастерской монастыря, имеют сложный, тщательно проработанный рельеф, и отличаются большими размерами. Это уникальная архитектурная керамика, не имеющая аналогов в русском зодчестве.
С востока к основному объему собора примыкает подземная церковь Константина и Елены (в Иерусалиме подобная церковь вырублена в скале). В конце XVII века это было простое прямоугольное здание с плоской кровлей, стены церкви возвышались над уровнем земли на 1,5 метра, ее венчала одна глава, украшенная изразцами.
В середине XVIII века для предохранения от грунтовых вод углубленного на 6 метров в землю здания вырыли ров. В начале XIX века вода стала отводиться по специально устроенному тоннелю, а ров был облицован белым камнем. Интерьер церкви в середине XVIII века был переделан в стиле барокко.
В 80-х годах XX века в парке музея "Новый Иерусалим" был основан музей деревянного зодчества под открытым небом.
22/09/2015