Новоиерусалимский монастырь был основан патриархом Никоном в 1656 году. По замыслу патриарха под Москвой должен был быть воссоздан комплекс святых мест Палестины, главный собор должен был копировать храм Гроба Господня в Иерусалиме, река Истра была переименована в Иордан (Иордань). Окрестные деревни и холмы получили библейские названия, такие как Сион, Вифания, Фавор, Елеон, Кедрон. Однако масштабы Нового Иерусалима были намеренно уменьшены по сравнению с настоящим Иерусалимом, являясь именно прообразом Святой Земли.
Земля, на которой должна была быть расположена обитель, находилась во владении вотчинников (потомственных феодалов с земельными владениями), и патриарх Никон добился от царя Алексея Михайловича особого права приобретать эти земельные владения.
Строительство собора началось в 1658 году, однако в том же году из-за разногласий с царем Алексеем Михайловичем Никон объявил, что слагает с себя патриарший сан, и до 1664 года жил в скиту Новоиерусалимского монастыря, руководя строительством собора. В 1666 году Никон вернулся в Москву, где был лишен сана и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. При царе Федоре Алексеевиче Никон получил разрешение вернуться в Новый Иерусалим, но по дороге скончался и был похоронен в Новоиерусалимском монастыре.
После смерти Никона монастырь не был заброшен, а к строительству привлекались лучшие русские зодчие - Я.Г. Бухвостов, Ф.Б. Расстрелли, М.Ф. Казаков. 18 января 1685 года Воскресенский собор был освящен.
В правление Петра I в первой половине XVIII века монастырь пережил упадок - был уменьшен штат монахов, ограничены средства на их содержание, большая часть доходов монастыря передавалась в государственную казну. К тому же монастырь был обязан поставлять государству лошадей и фураж, ремесленников из числа монастырских крестьян. Императрица Елизавета Петровна взяла монастырь под свое покровительство, выделила большие средства на его ремонт.
Увеличились земельные владения Новоиерусалимского монастыря, улучшилось материальное положение. Монастырь превращается во влиятельный религиозный и культурный центр. В его распоряжении находилась одна из богатейший библиотек в стране, основу которой составили личные книги патриарха Никона, переданные им монастырю, в том числе рукописи из афонских монастырей с античными и раннехристианскими текстами. Переводы книг, изданных в Киеве, Вильно, Остроге, Львове, Кракове, регулярно присылались в монастырь. Уже к концу XVII века здесь хранилось более 600 книг. (С 1920 года собрание рукописей хранится в Государственном Историческом музее.) Многие известные фигуры русской истории и культуры рубежа XVIII-XIX веков побывали паломниками в Новоиерусалимском монастыре.
В XIX - начале XX века монастырь становится одним из центров паломничества в России. К 1913 году монастырь ежегодно посещали 35000 человек. После революции монастырь был закрыт и в 1921 году превращен в музей. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году музей три недели находился в оккупации и был разграблен, а Воскресенский собор взорван, были уничтожены многие архитектурные памятники. В 1959 году музей возобновил работу, были восстановлены монастырские постройки, за исключением основной архитектурной доминанты - ярусной колокольни XVII века и внутреннего убранства собора.
Согласно описаниям 1668 года монастырь был окружен рвом, через который был перекинут мост к входной башне. В 1690-1697 годах формирование комплекса монастырских построек было завершено возведением каменной крепостной стены. Общая протяженность монастырских стен, построенных с соблюдением правил крепостного зодчества, составляет около одного километра, высота - 9 метров, толщина - до 3 метров. Верхняя часть стен - боевой ход - снабжена двумя рядами бойниц.
22/09/2015