Страницы: 1 2
Двор Пролетарки.
Он же Морозовский отмороженный городок, или отмороженные Морозовские казармы
Самая главная достопримечательность Твери.
Во первых это по сути первый в России (еще царской России) микрорайон в своем классическом смысле - комплекс зданий изначально построенных как отдельный город, со всеми своими приблудами, включая народный театр и собственную обсерваторию (!) на одной из крыш.
А во вторых - в своем классическом смысле - сегодня это единственное в современной России полноценное гетто, со всеми сопутствующими ему тенденциями и закону каменных джунглей.
Всем этим домам больше ста лет. Начинали они строиться еще в 1856 году, для рабочих текстильной фабрики династии Морозовых (да-да, тех самых)
Морозовы были амбициозными, работали не только за прибыли, но и за имя и славу - для постройки района трудились лучшие архитекторы того времени, в том числе из Франции и Швеции.
Результат - построенный городок Морозовской мануфактуры не имеет на свое время в прогрессивности аналогов
Уверенно берет гран-при на Всемирной выставке в Париже, как лучший рабочий городок мира
Самое внушительное здание Двора Пролетарки и по сей день неофициально зовут "Парижем"
В честь этого события и в честь приложивших к нему руку французов. Безумный сплав готики и модерна.
Невероятная смесь готического замка с заводским цехом и фабричной казармой.
Строили на века. По старинным традициям при замешивании кирпичей добавляли яичный желток, как в кремлевских стенах
Пришла революция. Морозовы сместились, мануфактура национализировалась. Городок их имени символично переименовался в Двор Пролетарки, как он называется и до сих пор
Здания больше века уж и стоят, уцелев даже под снарядами Второй Мировой.
Здесь была работа, сюда ехали лимитчики.
Знаете - нет ничего более постоянного, чем временное. Люди которые приезжают на заработки, живут в общаге, чтобы раскрутиться, и переехать. И еще не знают, что в этой же общаге встретят свою любовь, в этой же общаге с ней съедутся, в этой же общаге нарожают детей, в этой же общаге состарятся, в эту же общагу дети принесут им внуков, в этой же общаге начнут жить всеми поколениями, в эту же общагу перевезут своих уже немощных родителей
В общаге будут подворовывать вещи из коридоров, будут носиться общие оравы детей, заниматься очереди на коммунальные кухни или в облезлый коммунальный душ. И здесь же будут слагаться легенды, здесь легко будут заходить к соседям в гости без стука, спрашивать соль, оставлять на попечение детей.
Смутные времена наложили на этот район свое проклятие
Мануфактура в 90-е закрылась. Работать стало негде
Мануфактура закрылась, а общежития нет
Кроме "Парижа", в котором успели поделить цеха общежитий на отдельные квартиры, которые можно приватизировать и которыми можно по своей воле распоряжаться, все остальные дома остаются общежитиями и по сей день.
- "Это коммунальная, коммунальная квартира, это коммунальная, коммунальная страна..." (с) группа Дюна
Капитального ремонта здесь не было сто лет - как-то сперва не нужно было, здания держались на старом ресурсе, а когда старый ресурс иссяк - неясно стало кому заниматься
Сыграл эффект общаги - любой здесь живущий - он как бы временный. Даже если точно понимает, что он тут навсегда. Раз временный - то чего я буду чем-то заниматься?
Общага не то место, где возможно что-то сделать для себя. Тут либо скопом, либо никак. А сделаешь что-то для себя - разворуют и сломают. Ничто не вызывает столь яростной ненависти и свирепости как проявление индивидуальности в общем бараке.
Играет эффект бездны - пока ты вглядываешься в бездну, бездна вглядывается в тебя.
Знаете почему в тюрьмах, больницах, детских садах, школах и вообще любых социальных заведениях, где взламывают человеческую психику, приняты туалеты всем напоказ, грязные и унизительные? Потому что это первая и основная психологическая граница, сохранение интимности своего тела. Когда эта граница изначально взломана, человек перестает понимать и ощущать себя цельным - становится размазанным, слепленным, несамостоятельным - таким легче управлять.
Жизнь в общаге - это жизнь людей, у которых границы изначально уничтожены и взломаны. А с Двором Пролетарки выстрелил неожиданный парадокс - с одной стороны жители жалуются на свои кошмарные условия здесь жизни, плачутся на судьбу, на беспомощность. А с другой - многие из этих людей на самом-то деле уезжать отсюда не хотят. Такой, стокгольмский синдром - да, здесь суровые бытовые условия, рассадник наркомании и социального дна, перевалочная база мигрантов - свято место пусто не бывает, оставленные разбитые дома, страшные жилища мгновенно заселили таджики, узбеки, киргизы - во дворах зазвучала речь среднеазиатских рынков, на детских площадках зычно переговариваются на своих наречиях колоритные мусульманские женщины в хиджабах и паранджах. Но одновременно с этим - тут привыкаешь жить полной безответственностью. Здесь все отвечают за всё, но никто конкретно не отвечает ни за что.
Эффект разбитых окон. Если окно разбито, а рядом лежит гора мусора, и это остается таковым день, неделю, месяц, год - даже самый интеллигентный человек начинает бросать мусор не в урну, а прямо оземь.
И неминуемо настанет миг, когда, будучи в плохом настроении, в подавленности, оглянувшись кругом, поднимет с земли камень и запустит его в еще целое оконное стекло.
Зачем? А низачем. Из злости и отчаяния. В отместку всему миру, за его нелюбовь. Какого хрена?! Всем можно гадить под себя, а мне нет?!
23/05/2015
Страницы: 1 2