Страницы: 1 2
Провинция Шаньси в Китае известна многими памятниками старины сохранившими свой исторический облик. Как известно, Китай славится и своими "новоделами", поэтому немногие уцелевшие памятники древности, это то, ради чего стоит посещать Шаньси. Прежде всего, стоит упомянуть тамошний древний город Пинъяо, это единственный почти полностью сохранившийся средневековый город в Китае.
Теперь же хочу поведать моим читателям о его предместьях - о монастыре Шуанлиньсы, он находится в 6 км от Пинъяо. Надо сказать, что монастырей вокруг много, но Шуанлиньсы - это настоящее чудо света. Во время поездки по Китаю его посещение оставило невероятно сильное впечатление на меня. Это тот случай, когда от рядового провинциального местечка ничего особенного не ждешь - и вдруг, делаешь для себя открытие.
Я был во многих китайских монастырях, они достаточно однотипны - павильоны с черепичными крышами и статуи божеств внутри. В Шуанлиньсы все тоже самое, но эффект он производит невероятный, некоторые специалисты считают, что тамошние скульптуры буддийских божеств - лучшие в Китае.
Итак, отправляемся в путь. Мой транспорт запечатлен на фото внизу, это китайский тук-тук, да к тому же с водителем женщиной.
Благодаря замысловатому маршруту, который избрала моя "водительница", мне удалось частично осмотреть около монастыря Шуанлинсы еще один древний город, его название я не запомнил. Здесь нужно отметить, что почти все здешние селения отдаленно напоминают Пинъяо - самый богатый город в данном регионе. Они все окружены крепостными стенами разной степени сохранности и имеют схожую планировку.
Крепостные ворота и остатки стен неизвестного города.
Не знаю, уместно ли эти селения называть городами, но все признаки оных тут присутствуют. Это регулярный план, крепостные стены, возможно где-то сохранились и культовые сооружения. От Пинъяо данное поселение отличается лишь размерами и ухоженностью, вернее ее отсутствием, ведь туристы здесь бывают редко.
Улица неизвестного городка.
Особо удивляет здешняя серьезная фортификация. Буквально, каждое поселение было окружено стенами до 8-10 метров высоты, и такой же (10 м.) толщины. Сработаны они были по классической китайской методе - из утрамбованной земли с внешней обкладкой из обожженного кирпича. Когда все кирпичи облицовки украли местные крестьяне, стены превратились вот в такие валы, поросшие деревьями.
Сама по себе фортификация поселений, конечно, не новость. Удивляет плотность таких укрепленных городков, включая и сам монастырь Шуанлиньсы. А он имел просто "кремлевские" стены) Башня ворот в монастыре Шуанлиньсы.
Периметр стен монастыря отстоит от периметра, ныне уже валов, неизвестного городка, о котором шла речь выше, всего на 150 - 200 м. Для Руси, к слову, это немыслимая ситуация, чтобы деревня при монастыре (а скорее, местный город сложился именно при Шуанлиньсы - богатом культовом центре) имела бы такие же стены, как и сам монастырь. В этом просто не было необходимости, жители окрестных деревень укрывались за монастырскими стенами. Здесь же мы наблюдаем замкнутые укрепленные объекты в паре шагов друг от друга. А если учесть, что сам Пинъяо находится лишь в 5-6 км., и вокруг, судя по всему, разбросаны такие же укрепленные городки - возникает понимание, почему именно китайцы возвели Великую китайскую же стену (а вернее стены). Я всегда не устаю повторять, что китайцы, буквально, двинуты на заборах, это существенная часть местного менталитета - огородить стенами любое значимое пространство. Хотя, например, в Магрибе, в Африке, можно найти схожие примеры укрепленных деревень - касб ( и кстати, тоже сделанных их глины и земли). У здешних земель, в Шаньси, были схожие с Северной Африкой проблемы, а именно, постоянное соседство с кочевыми племенами, поэтому дело тут, безусловно, не только в ментальности.
Стена монастыря Шуанлиньсы.
Боевой ход на стенах. Справа, колокольня монастыря.
Здесь видна структура стены, облицовку восстановили только снаружи. Башня со вторыми воротами, однозначно, новодел. Интересно, что в таком маленьком монастыре было, как минимум, двое ворот (может и больше, я не обходил его по периметру)
А вот и парадный вход в монастырь, как и положено, уже внутри крепостных стен, все главные залы огородили еще дополнительными заборами, без этого никак нельзя)
Духи охранители ворот.
И вот мы подходим к главной теме, к самому монастырю Шуанлиньсы. Основан он был еще в 6 веке, во времена расцвета буддизма в Китае по чутким руководством табгачей - монгольской династии, основавшей государство Северная Вэй. К слову, большая часть известных буддийских монастырей в Китае было основано ими же. Естественно, от построек 6 века ничего не осталось, монастырь был перестроен уже во времена китайской династии Сун, но большая часть нынешнего содержимого монастыря - это эпохи Мин и Цин.
Снаружи, Шуанлиньсы выглядит непримечательно - несколько одинаковых классических одноэтажных китайских павильонов.
Все интересное здесь внутри. Когда я вошел внутрь залов, то даже несколько испугался - вдоль стен стояли и сидели сотни людей и существа на них похожие. Фигуры из глины и дерева сделаны очень реалистично, каждый персонаж индивидуален. Здесь были и старики, и молодые, толстые и худые, карлики и великаны. И на все фигуры время наложило свой отпечаток, краски поблекли, статуи засыпало пылью и паутиной. Честно говоря, мне даже показалось, что это мумифицированные мертвецы расставлены вдоль стен. Тем более посещал я монастырь абсолютно один - здесь не было никого, ни туристов, ни служителей.
Это фигуры архатов, людей, достигших просветления, но не ставших пока буддами. Они в чем-то аналогичны христианским апостолам и святым, видимо махаянский буддизм заимствовал их именно из христианства.
Архат Калика, обратите внимание, какие у него ногти - как у китайского аристократа, а вроде бы был погонщиком слонов)
Судьи в аду.
Позолоченный бодхисаттва и буддийский монах.
Все крупные фигуры загорожены металлическими решетками, чтобы уберечь их от вандализма. Многим статуям здесь более 800 лет, например, фигуры архатов были созданы в эпоху Сун (960-1279 гг.)
Правда, у меня создалось впечатление, что решетки поставили все же с другой целью - дабы уберечь туристов от оживших мертвецов. Например, вот эта "мать духов", явно хочет вылезти наружу.
Мать духов крупнее, видно, что это глиняная статуя на деревянном каркасе.
Опять судьи ада.
Судья ада видит вас насквозь.
Судья ада знает о вас все.
Буддийский монах.
24/04/2015
Страницы: 1 2