Интересности встречаются далеко не везде, так что направляющая и руководящая помощь при осмотре явно не повредит.
Бродили-бродили и вышли к людям!
Сразу полегчало, а то в полном одиночестве слишком много романтики. Да и обезьяны стали смотреть на нас уж больно оценивающе.
Некоторые входы в пещеры закрыты решетками, но какая-нибудь из решеток обязательно поддается открыванию. Мне кажется, что они больше от обезьян, чем от людей.
Будды (и фрески) в пещерах разной степени ухоженности: за некоторыми следят, каких-то почитают, но я впервые наблюдала "битых" Будд, что выглядело странно.
Часа через полтора встретили группу местных то ли туристов, то ли паломников и только благодаря им нашли еще пару достойных пещер.
Лазили мы там часа два или чуть дольше, обошли, наверное, десятую часть. Когда возвращались к машине, к нам на всех парах подбежала тетенька и предложила на выбор: корм для обезьян, дубинку от обезьян (разгонять их после кормления) и услуги экскурсовода.
От Монивы в Пховин мы ехали около двух часов по местности напоминающей планету Плюк: вокруг была выжженная земля с редкими сухими деревцами. Часть дороги шла вдоль отвалов - там добывают медь и золото дедовским кустарным способом. Жаль, что все это обнесено колючей проволокой и ничего толком не разглядишь. Холмы позеленее пейзажей на пути к ним, но все равно там сильно пыльно, немного замусорено и довольно жарко. При этом посещения они стоят однозначно.
Буквально в двух шагах от Пховина (5-7 минут на машине) есть еще одно удивительное место под названием Shwe ba Taung. В Швебу мы и отправились.
Подземный город датируется 19 веком, то есть сооружен в колониальный период. Зачем и кому в 19 веке понадобилось выдалбливать в холме дома и улицы - вот вопрос. Тем не менее, Швеба именно выдолблена ниже уровня земли, хотя понятие "уровень" к той холмистой местности мало применимо.
Входной билет стоил 2 тысячи чат.
Это спуск в Швебу.
Нас сразу взяла в оборот местная девчушка и даже не спрашивая нужны ли нам услуги гида, повела по городу. Собственно, гидом она и не была, объяснялась в основном жестами, зато благодаря этой милой молодей леди мы там не блудили, как в Пховине. От денег она отказалась, но у меня с собой был шоколад и гигиеническая губная помада (я обычно вожу что-нибудь из разряда "на всякий случай", в смысле, для подарков) - вот это она приняла с удовольствием.
Местность, как я уже писала, холмистая, поэтому глубина залегания улиц разная: где-то выше, где-то ниже, а в какой-то момент довольно неожиданно выныриваешь на поверхность.
У зданий интересные фризы.
Свой золотой камень в Швебе тоже имеется.
И помимо камня всякое-разное-удивительное.
Короче, тоже странное место со странными скульптурами и не менее странными домами. Композиция на этом фото ввела меня в легкий ступор.
Весь город (называть Швебу городом - мощно преувеличивать, зато звучит красиво) мы обошли примерно за час.
После чего вернулись к машине и отправились в Пакокку, где нас ждала заказанная у агентства лодка в Баган. До Пакокку ехали немногим более двух часов, быстренько загрузились в лодку и отчалили.
А ведь советовала мне мисс Эйприл из Seven Diamond ехать на машине сразу в Баган, но в голове угнездилась романтичная картинка: под Робби Вильямса мы плывем на лодочке по медлительной Иравади - парампарарарарурам пампарам!
Медлительной в первую очередь оказалась лодка - плыли мы без малого два часа и успели капитально оглохнуть, потому что движок орал как дурной. Берега в тех местах изрядно унылые, так что плыть было еще и скучно.
Но все когда-нибудь заканчивается. Сначала на горизонте показались макушки пагод, потом лодка направилась к берегу.
Пока я пыталась из нее вылезти и разминала затекшие от длительного бездействия члены, пара местных резво вытащили наши чемоданы и не менее резво ломанулись с ними куда-то вдоль берега.
- Э? - сказала я, - куда? - и, бросив мужа, который некстати застрял в лодке, потрусила за чемоданами.
- Такси! - крикнули мне мужики не оборачиваясь и не сбавляя темп. Смутило, что направлялись они при этом не к стоянке, а вдоль берега.
- Такси? - оживились другие мужики, до этого лениво за нами наблюдавшие. - А вот же мы! Такси!
И припустились за мной.
Видимо наша веселая процессия привлекла внимание тетеньки, торгующей билетами в Баган. Не знаю, может она заподозрила нас в желании бесплатно просочиться на территорию, но бросилась мне наперерез с воплем:
- Тикетс!
- Да, конечно, - пыталась успокоить я тетеньку. - Тикетс - да, но потом. Сначала багаж.
- Тикетс 20 долларов! - надрывалась не верившая мне тетенька.
- Такси! - орали мужики.
- Ты куда, мать твою? - возмущался не успевающий за мной муж.
- Багаж! - объясняла я всем сразу.
- Тикетс!
- Такси чип прайс! - с козырей зашли мужики.
- Стоп! - заорал муж.
И все почему-то остановились, даже мужики с чемоданами. Впрочем, к этому моменту они уже запихивали наши чемоданы в багажник какой-то машины.
Я под конвоем недоверчивой тетеньки поднялась к будке и купила у нее 2 билета в Баганскую археологическую зону, потом озвучила таксисту название отеля.
Таким образом, мы прибыли в Баган.
На берегах Иравади.
Весь транспорт на этот сегмент я бронировала у агентства и наверняка переплатила. С другой стороны, я сейчас пошуршала в своей переписке с бирманским агентством и обнаружила, что разница между агентской машиной и тем, что мы платили на месте, не столь велика. Например, за поездку по пригородам Мандалая, агентство хотело 58 долларов, а нам она обошлась в 55 тысяч.
За дорогу из Мандалая в отель под Монивой агентство слупило с меня 86 долларов. За посещение пещер и подземного города с последующим трансфером в Пакокку, где нас ждала лодка до Багана - 180. За саму лодку - 20.
Сильно сэкономить на передвижениях помогут местные автобусы. Автобусов по маршруту Мандалай-Монива ходит много, а вот на маршруте Монива-Баган то ли один, то ли два в сутки. Впрочем, в последнем я не уверена, просто в отчетах встречались такие цифры.
21/04/2015