Страницы: 1
Байкал. Конец февраля. Температура до - 26... По идее в эти дни должен быть самый толстый лед. Но этот год выдался аномально теплым и более-менее безопасно передвигаться по озеру можно было только до середины марта. Мы попробовали.
Вот так в эти дни выглядят берега великого озера. Мороз, сильный ветер, выметающий снег почти до песка...
Омуль. Холодного копчения, горячего... Он везде. И на рынке в Листвянке, и в любом ресторане Иркутска. Мой друг написал: " На закуску был салат с омулем, потом уха с омелем, на горячее - тоже омуль... С интересом жду десерта!" Браво, Лёня! Удивительно точно подмечено! Кажется, что все тело и вся одежда пахнут рыбой еще неделю после возвращения.
Байкальские сувениры. Тоже на рынке. Самый, пожалуй, главный - это фигурка языческого божка Бурхана, сделанная из поделочного камня чароита. Кстати, больше нигде в мире такого материала нет! Из него делают не только статуэтки, но еще и всевозможную ювелирку.
Для поезди по Байкалу мы (признаюсь - ради озорства) выбрали не внедорожник, как делает большинство трезвомыслящих путешественников, а бизнес-седан Hyundai Genesis. Правда, полноприводный! Итак, выезжаем из Иркутска, и направляемся на север.
От города до ледовой переправы через Байкал ехать почти 300 км! Это вам не истоптанная туристами Листвянка, до которой всего 60 км. Едем по этой дороге примерно 150-169 км до поселка Баяндай, потом поворачиваем направо и еще столько же...
Ориентир - огромный 4-метровый бродяга. Тот самый, который "Байкал переехал". Да, это памятник песне. Около него сворачиваем с дороги и съезжаем вниз к озеру.
Вот, около этого, выброшенного на берег корабля, начинается ледовая дорога на Ольхон. Отсюда до острова ехать около 12-ти км. Далеко. Где-нибудь в середине дороги понимаешь старый анекдот:
- Не скажете ли сколько отсюда до ближайшей суши?
- Около километра!
- Всего-то? А в какую сторону?
- Вниз...
На ледовой переправе действуют свои правила движения. Максимальная скорость - не более 30 км/ч. Минимальная дистанция между автомобилями - 200 м. Максимальный вес автомобиля - не более пяти тонн. Стоянка и остановка категорически запрещена. Движение в темное время суток - тоже!
И вот мы съезжаем на лед. Очень скользко, но вроде бы устойчиво. Правда, от этого грузовика лучше бы держаться подальше - Бог его знает, сколько он весит!
Поехали! Жаль, что наша машина оказалась на нешипованных фрикционных шинах. Толком не разгонишься, да и порезвится особо не удастся. Но, честь и хвала, полноприводному Genesis - он все же едет! И едет уверенно... Обратите внимание - границы официально одобрено и расчищенной дороги обозначены вешками. Выезжать за них опасно!
Считается, что для безопасного движения легковых автомобилей, толщина льда должна быть не менее 20 см. Для груженых грузовиков хватит 30-35 см. А самолет можно сжать на лед, если его толщина составляет не меньше метра. Сейчас сантиметров 20 будет. Лед прозрачный и его толщина видна.
Едем быстро, насколько позволяет дорога. То тут, то там, ее пересекают трещины. Дело в том, что Байкал находится в зоне сейсмической активности. Мелкие землетрясения происходят тут по несколько раз в час. Поэтому лед корежится, трескается, ломается и вновь замерзает.
Ну вот и Ольхон. Доехали быстро. Каменистые берега острова заросли ледяными сталактитами и сталагмитами. Очень интересно бродить по льду вдоль них. Летом сюда не подойти. Сильнейший прибой точит камни и пробивает в них пещеры и гроты.
Эти сосульки не фотографировал, пожалуй, только ленивый. Но все равно красиво!
Въезжаем на Ольхон. Асфальта на острове нет. Тут везде идет пыльная грунтовка. Ветры сдувают с нее снег. При выезде на нее положено оставить местным духам какое-либо подношение. Это может быть монетка, конфета или сигарета. Самые жадные и ленивые водители, проезжая мимо, просто сигналят, "Это по-еврейски!" - недовольно говорят местные.
Приближаемся к конечной точке нашего маршрута. Это мыс Буран или, как его еще называют, гора Шаманка. Проезд дальше категорически запрещен - заповедник. Туда и пешком-то ходить не стоит. Особенно. почему-то, женщинам! Наверное, духи их не любят!
Ну вот она и шаманская гора. Рассказывают, что в древние времена бурятские шаманы умели проходить сквозь нее. На местных жителей этот трюк производил неизгладимое впечатление. Они же не знали, что в горе есть пещера и сквозной проход через нее.
А вот та же самая гора уже со стороны озера. Вообще-то выходить здесь на лед запрещено. но все, все равно, ходят и ездят. Редкая экскурсия обходит это место стороной. Красиво!
Снова намерзшие на камни сосульки и потрескавшийся лед. Здесь хорошо видно, какие глубокие трещины на нем образуются. Когда ходишь здесь, порой ощущаешь, что лед под ногами "живет".
Здесь мы делаем большую глупость - ставить две машины на льду так близко друг от друга не стоит. Опасно. Впрочем, тот грузовичок, который едет на заднем плане, рискует еще больше. Он пересекает озеро по "дикой" неофициальной дороге. На свой страх и риск. Ежегодно на Байкале погибает десяток таких смелых и отчаянных.
Вот он "дикий" неровный лед. Всем и всегда говорят, что съезжать на него нельзя. Тем не менее, чья-то колея здесь видна.
А вот тут уже совсем опасно. Это место излома, где одна ледяная пита наползает на другую. Сломанные края вздыбливаются и как-то смерзаются. Насколько надежно - никто не знает. Кто-то пометил это место, воткнув в лед еловую ветку. Наши провожатые затормозили около нее и повернули обратно - жизнь дороже. Но, судя по следам, кто-то поехал тут дальше.
Мы вернулись на землю. С трудом въехали на крутой берег острова и заспешили обратно. Надо успеть пересечь озеро пока совсем не стемнело - мы же законопослушные путешественники! Да и до Иркутска, где мы заночевали в гостинице, путь неблизкий!
14/04/2015
Страницы: 1