Страницы: 1 2
Есть мнение, что прежде на месте храма располагался языческий жертвенник.
Дорога к церкви и покрытый облаками заснеженный Казбек.
Рябь.
Туристы на краю ущелья, внизу - река Чхери, приток Терека.
Казбек и туалеты.
Источник.
Место, на котором возведен храм, продувалось ветрами так сильно, что мы быстро замерзли. Ветер гнал прочь редких посетителей. Вскоре исчезли и те, кто приехал после нас, и мы остались одни. Пока я ходил вокруг да около в поисках хороших ракурсов, кто-то из церковнослужителей подарил сыну маленькую иконку. В этот момент пришло осознание того, что мы снова в Грузии, в совсем другой культурной среде, где неравнодушие к чужим детям - национальная черта.
Вскоре мы спустились в Степанцминда, до которого не долетал горный холодный ветер, и продолжили путь по Военно-Грузинской дороге. А в сам город мы заехали только на обратном пути месяц спустя, покружили по улицам в надежде найти что-нибудь интересное, но место оказалось не богато достопримечательностями. Достойным беглого осмотра можно назвать лишь городской музей, отстроенный возле небольшой церкви, но я не располагал временем на его посещение и отложил на другой раз.
Степанцминда. Вид с подъема к церкви Цминда Самеба.
По развалинам древних укреплений, встречающимся в городке, можно сделать вывод, что основан он был очень давно. Столетиями жизнь в этих краях проходила за неприступными стенами, ставшими основой культуры оборонительных и родовых башен. Чтобы понять суровость здешнего уклада жизни, достаточно взглянуть на толщину каменных стен дореволюционных зданий.
Здесь, конечно, не тупиковая Сванетия, но жизнь, как и везде на периферии, также не сахар. И если бы не возвышающийся над городом храм, привлекающий туристов как внутренних, так и иностранных, Степанцминда могла быть очередным депрессивным местом без надежды на будущее. А лучший показатель того, что место живое - апарт-отель "Казбеги", занимающий самое внушительное здание в городе, с номерами стоимостью от 6000 руб. (150 долл.) за ночь.
Частный сектор.
Военно-Грузинская дорога пересекает центральную городскую площадь с памятником писателю Александру Казбеги, фамилией которого Степанцминда называлась в 1921-2007 годах. С названием вышла следующая история. Согласно преданиям мохевцев (грузинская народность, населявшая область Хеви), однажды монах местной церкви Степан Пицхелаури во время ливня увидел надвигающийся на село оползень. Подняв тревогу с помощью церковного колокола, он предупредил жителей села об опасности и те спаслись прежде чем поток уничтожил их дома, имущество и скот. Они-то и основали новое поселение, назвав его в честь святого Стефана (Степан-Цминда) и увековечив заодно имя монаха, вовремя заметившего надвигающуюся беду. В XVIII-XIX веках окрестные земли принадлежали князьям Казбеги и вероятно их фамилия неофициально закрепилась в качестве второго названия. Вот, например, что писал Пушкин в своем произведении "Путешествии в Арзрум": "Деревня Казбек находится у подошвы горы Казбек и принадлежит князю Казбеку. Князь, мужчина лет сорока пяти, ростом выше преображенского флигельмана. Мы нашли его в духане (так называются грузинские харчевни, которые гораздо беднее и не чище русских). В дверях лежал пузастый бурдюк (воловий мех), растопыря свои четыре ноги. Великан тянул из него чихирь и задал мне несколько вопросов, на которые отвечал я с почтением, подобаемым его званию и росту. Мы расстались большими приятелями". После советизации Грузии, видимо на волне гонений на церковь, название, отсылающее к святому, было официально заменено на Казбеги. Гора Казбек, кстати, также носит современное название лишь с позапрошлого столетия, а до этого называлась "Мкинвари", то есть "Ледяная вершина". В 2007 году с очередной сменой власти звучное "Казбеги" было переименовано в непривычное для не грузинского уха "Степанцминда".
Возле памятника в ряд стоят внедорожники, с помощью которых приезжие попадают к храму Цминда-Самеба. От площади поднимается и главная городская улица, ведущая к Краеведческому музею. Поворот на нее охраняет лев на старом питьевом фонтанчике, а на следующем перекрестке - традиционный барельеф с не радостными фигурами, изображающими тем не менее какое-то веселье (еще один посыл о суровости здешней жизни).
Лев.
Двухэтажный краеведческий музей в Степанцминда был когда-то домом писателя Александра Казбеги. Напротив дома находится его могила. Немного в стороне стоит небольшая, но интересная церковь святого Николая, рядом с которой можно найти могилы других представителей княжеской фамилии Казбеги.
Не удивлюсь, если здание музея перестраивалось в советские времена, очень уж современно оно выглядит.
Музей был основан в 1935 году. Экспозиция описывает историю области Хеви и мохевцев, исторически бывших защитниками Дарьяльского ущелья и прохода в Грузию с севера. (Трудно познакомиться с Хеви, минуя произведения Александра Казбеги: Элгуджа, Элисо (есть очень смелый для своего времени фильм про депортацию чеченцев, захватывающий и в наше время), Отцеубийца. Среди экспонатов врата знаменитой Бетлемской пещеры, расположенной на склоне горы Казбек.
Могила Александра Казбеги.
Еще кого-то из его родственников.
Церковь святого Николая.
Барельеф на фасаде церкви.
Скульптура в парке перед музеем.
В городке есть еще несколько интересных зданий, представляющих разные эпохи и архитектурные школы, но их выискивание будет интересно только особо увлеченным.
Административное здание на берегу Терека, чуть дальше музея.
Оно же, вид с подъема к Гергетской церкви.
Традиционные здания позапрошлого века с внушительными стенами.
Ну и особого упоминания заслуживает канатная дорога, открытая в 1988 году и соединявшая тогда Степанцминда (станция находилась по левую руку от музея) и церковь Цминда-Самеба. В наши дни от этой туристической достопримечательности почти ничего не осталось и ходят слухи, что к ее уничтожению приложили руки местные жители, посчитавшие, что строительство дороги оскверняет святыню. Я же говорил - здесь живут суровые люди...
Все, что осталось от станции канатной дороги в Степанцминда.
12 мая 2014 г.
26/03/2015
Страницы: 1 2