Из России в Грузию: Военно-Грузинская дорога


    Страницы: 1 2 

    Рассказом о Военно-Грузинской дороге я открываю новую серию репортажей о Грузии. В этот раз я въехал в страну на автомобиле через единственный действующий между Россией и Грузией КПП Дариали/Верхний Ларс. Случилось это аккурат перед крупным обвалом, парализовавшим работу границы, поэтому выехать назад удалось лишь месяц спустя, когда завалы были расчищены и снизилась опасность схода новой лавины. К счастью подобный форс-мажор, происходит не часто и дорога легко преодолевается на любом авто, если, конечно, на дворе не зима...

    Из России в Грузию: Военно-Грузинская дорога / Фото из России
    // vartumashvili.livejournal.com

    Готовясь к поездке, я перерыл немало информации, касающейся ситуации на российском Кавказе, вредности ментов и безопасности на дорогах/парковках и все равно чувство тревоги не покидало, и это объяснимо, потому что с тех краев до нас обычно долетают только плохие новости... Наш путь проходил через Волгоград и Элисту. Меня пугали неадекватностью и попрошайничеством калмыцких гаишников, но к нашим московским номерам они не проявляли никакого интереса. И дальше, вплоть до самой границы (я уж не говорю, что после) меня никто не останавливал. Более того, гаишников, прячущихся в кустах с радаром, если и видел за все время, то один-два раза, не больше, да и тех задолго до прибытия на Кавказ, а вот мобильные камеры встречались повсеместно. В обратном направлении я вообще проходил границу и проехал через пол-России до Красноярска без водительского удостоверения, которое было похищено цыганами в черногорском Которе, и был остановлен лишь однажды на подъезде к Екатеринбургу, причем за дело - за превышение скорости почти в два раза. Это я к тому, что ездить на российский Кавказ можно смело, а уж в Грузию тем более. Дорога безопасна, интересна и безумно красива. Единственный тревожный момент возник на небольшом участке дороги, куда меня занесла жажда сэкономить время и "рекомендации" Навитела. Возле Зеленокумска я свернул на короткую дорогу до Моздока, вместо того, чтобы ехать проверенной (и очень хорошей) трассой через Пятигорск. До Моздока дорога была сносной, но в какой-то момент стали появляться блок-посты с настороженными вооруженными дядьками, по которым было видно, что это не пацаны-срочники, а настоящие вояки, нюхнувшие пороху (не удивлюсь, если кое-кто из них в настоящий момент на Донбассе). И вот представьте: ночь, идет дождь, мои данные переписывают в амбарную книгу, светят в стекло фонариком, и, уверен, если бы не спящий на заднем сиденьи ребенок, ко мне было бы гораздо больше вопросов. Потом, кивая на навигатор, насмешливо спрашивают: "Эта хреновина тебя сюда занесла?" "Далеко до Владикавказа?", - спрашиваю я. "Недалеко, вон тот перевал проедешь, только никого по дороге в машину не подсаживай..." Я сейчас сверяю свои воспоминания с картой и похоже это было уже за Моздоком возле станицы Вознесенская, и пост стоял на границе с Ингушетией, которая, как мы все помним, находится в замороженном конфликте с Северной Осетией-Аланией. Кусок Ингушетии в этом месте врезается в Осетию и, по понятным (теперь уже) причинам, дорога, проходящая через соседнюю республику, находится... Да ее, можно сказать, вообще нет. Как будто танки вспахали гусеницами колею и так все это и засохло... На выезде был еще один блок пост, где нашему появлению также изрядно удивились. Я это все описываю в назидание для тех, кто соберется в те края: не стоит сокращать путь за счет второстепенных и проселочных дорог...

    На выезде из Владикавказа.

    Из России в Грузию: Военно-Грузинская дорога / Фото из России
    // vartumashvili.livejournal.com

    Военно-Грузинская дорога в настоящий момент является единственным сухопутным путем, связывающим Россию и Грузию. К огромному сожалению всех путешественников... Если углубиться в изучение транспортных связей между странами, то помимо собственно Военно-Грузинской дороги можно обнаружить и другие пути, почти забытые. Если оставить за пределами этого рассказа упоминание о КПП "Псоу" между Россией и Абхазией и о Транскавказской магистрали, связывающей Южную Осетию (Цхинвальский регион) с Россией, то остается еще три дороги, безумно интересные с туристической точки зрения. Первая - Военно-Сухумская дорога - известный с древнейших времен караванный путь между Сухуми и современным Черкесском. В 1903 году эта дорога была существенно расширена, что позволило использовать ее для движения автотранспорта во время Второй Мировой войны. В 1946 году автомобильное движение по дороге прекратилось. На настоящий момент, если я правильно расшифровал скупую информацию в интернете, непроходимым является лишь небольшой участок этой дороги и периодически возникают слухи о ее восстановлении. В советские времена дорога, богатая памятниками истории и архитектуры, входила в перечень всесоюзных туристических маршрутов (как, кстати, и две другие дороги, речь о которых пойдет ниже). Еще более древняя тропа, бывшая одним из "рукавов" Великого Шелкового пути, - соединяла Грузию с современной Чечней и проходила в печально известном Аргунском ущельи. Два года назад мне удалось доехать до чеченского "города мертвых" Цой-Педе, расположенного у Аргуна возле грузинской границы. Безумно красивая местность, буквально напичканная некрополями и сторожевыми башнями, в настоящий момент является пограничной зоной, для посещения которой необходимо разрешение, оформляемое ФСБ России, впрочем, получить его не особо сложно. Аргунское ущелье с грузинской стороны и сама дорога к Шатили (подробный отчет будет), известному приграничному поселку, претендующему на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, еще более красива; и что важно - доступна каждому. Берёте в аренду джип (50-100 долларов), и хотите сами, а хотите с водителем отправляетесь в одно из живописнейших мест Кавказа. Красота здесь какая-то отстраненная, суровая, но даже я со своим приличным опытом путешествий по миру, поставил себе цель вернуться сюда в будущем. Дорога приводит к обрыву, на вершине которого находятся древние захоронения, аналогичные тем, что можно увидеть в паре километров от этого места, в Чечне. Дальше путь вдоль реки Аргун перегорожен хлюпким шлагбаумом и вот уже много лет гражданский транспорт здесь не ездит. Власти полувольной на тот момент Ичкерии на эту единственную связь с внешним миром (помимо собственно России) возлагали большие надежды и строительство дороги велось на протяжении всего конфликта, в том числе пленными российскими солдатами. Несколько лет назад Рамзан Кадыров говорил, что к вопросу восстановления дороги можно будет вернуться, когда в Грузии поменяется власть. Власть поменялась, но о дороге никто не вспоминает, и это понятно: с экономической точки зрения она бессмысленна, а строить ее ради нескольких сотен туристов в год никто не будет. Тем не менее побывать здесь, я считаю, должен каждый уважающий себя путешественник. Третья дорога - наименее известна в этом списке, ведет из Владикавказа в Кутаиси и носит название Военно-Осетинская. Из грузинского города Они она поднимается к Мамисонскому перевалу, пересекая небольшой отрезок Южной Осетии в заброшенном селе Гуршеви. Часть дороги проходит вдоль фактической границы Южной Осетии, затем по территории России и вскоре, сливаясь с Транскавказской магистралью, спускается к Алагиру. Дорогу построили чуть больше ста лет назад, реальные транспортные функции она утратила с началом работы Рокского тоннеля в 1984 году, но в советские времена была популярна у туристов. Думаю, что сейчас в эти края не стоит соваться ни с одной, ни с другой стороны. Но когда-нибудь, когда на Кавказе подобно Евросоюзу демаркируют границы, мы сможем побывать и здесь, а пока же самый простой, быстрый, доступный и безопасный способ пересечь Кавказский хребет - Военно-Грузинская дорога.

    Где-то по дороге.

    Из России в Грузию: Военно-Грузинская дорога / Фото из России
    // vartumashvili.livejournal.com

    Мы выехали из Владикавказа и направились на юг к границе, расположенной в 35 километрах от города. Дорога петляет вдоль правого берега Терека, повторяя береговую линию. Русло окружено неровными зелеными горами, ближе к границе обрастающими снежными шапками на вершинах.

    ОООссия.

    Из России в Грузию: Военно-Грузинская дорога / Фото из России
    // vartumashvili.livejournal.com

    Российскую границу мы прошли на удивление быстро. В очереди перед нами оказались две машины, вся процедура ожидания, проверки документов и проштамповки паспортов заняла минут 20, в салон пограничники даже не заглянули. Закончив с формальностями и махнув на прощание указателю с надписью "Ооссия", мы проехали нейтральную полосу, практически полностью уместившуюся в два тоннеля (где-то посредине второго и проходит фактическая граница), и оказались на территории Грузии. Теплые зеленые горы сменились острыми неприветливыми скалами, впрочем ненадолго, через пару километров природа вокруг вновь стала жизнерадостной и фотогеничной. С грузинской стороны прохождение границы тоже не заняло много времени, правда зачем-то таможенники заставили выгрузить чемоданы и просветили их на ленте. Когда месяц спустя мы проходили границу в обратном направлении, проволочки снова возникли на грузинской стороне. Сначала погранцы выясняли обстоятельства кражи моих водительских прав (к слову, у меня при себе имелся документ из которской полиции, с нотариальным переводом на русский язык и заверенный в косульстве РФ в Подгорице), а потом офицер тупо забыл поставить выездную печать в паспорт, а к тому моменту, когда я обратил на это внимание, ушел на обед. На российской границе образовалась внушительная пробка (напомню, из-за оползня КПП месяц был закрыт), поэтому, полагаю, досмотр был не особо придирчивым. Я лишь сказал, что алкоголь, конечно везу, но в допустимых пределах (реально вез где-то полторы-две нормы). На крайний случай некий московский грузин, с которым я познакомился на автомойке в Гори, дал мне номер телефона одного из руководителей таможни, на случай если придется договариваться. Он же отметил, что несколько бутылок вина ни у кого интерес не вызовут, он, с его слов, таскал в Москву вино бочками.

    Грузия встречает гостей свежеотстроенным монастырем Святых Архангелов, известным также как Дарьяльский монастырь. Внушительное здание освящено грузинским патриархом совсем недавно и судя по тому, что оползни последних лет не повредили его стен, место под строительство было выбрано верное.

    Дарьяльский монастырь.

    Из России в Грузию: Военно-Грузинская дорога / Фото из России
    // vartumashvili.livejournal.com

    Буквально пару минут мы ехали в узком ущельи у отвесной скалы, после чего перебрались по мосту на другой берег реки Терек, в Грузии называемой Тэрги.

    Первые километры на грузинской земле.

    Из России в Грузию: Военно-Грузинская дорога / Фото из России
    // vartumashvili.livejournal.com

    Мост через Терек (Тэрги).

    Из России в Грузию: Военно-Грузинская дорога / Фото из России
    // vartumashvili.livejournal.com

    Вдоль русла Терека.

    Из России в Грузию: Военно-Грузинская дорога / Фото из России
    // vartumashvili.livejournal.com

    Взгляд назад, в сторону России.

    Из России в Грузию: Военно-Грузинская дорога / Фото из России
    // vartumashvili.livejournal.com

    За очередным поворотом открывается прекрасный вид на долину Терека. Не остановиться здесь невозможно. Место отмечено двумя крестами: первый установлен у самой дороги, ко второму, стоящему над обрывом, ведет тропинка; поглощенный увиденным, я заметил его гораздо позже, разглядывая фотографии. Если всмотреться в скалу на противоположном берегу, можно обнаружить небольшую не то келью, не то часовенку, гармонично вписанную в острую стену.

    Долина Терека.

    Из России в Грузию: Военно-Грузинская дорога / Фото из России
    // vartumashvili.livejournal.com

    Часовня.

    Из России в Грузию: Военно-Грузинская дорога / Фото из России
    // vartumashvili.livejournal.com

    Из России в Грузию: Военно-Грузинская дорога / Фото из России
    // vartumashvili.livejournal.com

    У следующего крутого поворота приютилось маленькое здание, в далеком прошлом, возможно, служившее часовней или остановкой. Хотя зачем в этом месте нужна была такая капитальная остановка?

    Еще одна часовня.

    Из России в Грузию: Военно-Грузинская дорога / Фото из России
    // vartumashvili.livejournal.com

    В некоторых местах дорога в прямом смысле нависает над пропастью, а держащие ее подпорки выглядят не очень надежно.

    Из России в Грузию: Военно-Грузинская дорога / Фото из России
    // vartumashvili.livejournal.com

    Через 20 минут после прохождения границы мы въехали в Степанцминда, небольшой городок или точнее поселок городского типа, до 2007 года называвшийся в честь писателя Александра Казбеги. На противоположном от поселка берегу вершину горы венчает Гергетская церковь - одно из самых известных и живописных культовых мест в стране. Тяжелой поездке к храму через непролазную размытую колею будет посвящен следующий рассказ, а мы следуем дальше по Военно-Грузинской дороге.

    Башни в селе Паншети.

    Из России в Грузию: Военно-Грузинская дорога / Фото из России
    // vartumashvili.livejournal.com

    За Степанцминдой я обратил внимание на первые сторожевые башни, до этого момента либо не встречающиеся, либо ускользнувшие от моего взора. Особенно выделяется пирамидальная башня в селе Сиони, она нависает над дорогой и кажется неприступной. Сначала я принял башню за новодел, настолько хорошо она сохранилась, но оказалось, что это постройка 12-13 вв. Рядом с башней виден незатейливый храм "Хевис Сиони" - трехнефная базилика 9-10 вв. Красивое место, к которому есть смысл подъехать поближе.

    Башня в селе Сиони.

    Из России в Грузию: Военно-Грузинская дорога / Фото из России
    // vartumashvili.livejournal.com

    От Гарбани до поворота на Паншети, даже чуть дальше, дорога прямая как струна и если смотреть против нашего движения нацелена на вершину горы Шан (4451 м), по которой проходит граница между Грузией и Россией. Там, за хребтом уже Ингушетия, Джейрахский район, буквально напичканный родовыми башнями - место, которое я мечтаю посетить после того, как побывал в Чечне. Вершина Шана, кстати, - самая высокая точка Ингушетии.

    Эти кадры сняты на обратном пути. Облако, окутавшее гору, разделилось на две части, открыв фантастичекое зрелище. Картинка продержалась буквально несколько минут.

    Из России в Грузию: Военно-Грузинская дорога / Фото из России
    // vartumashvili.livejournal.com

    Вид на Шан с Военно-Грузинской дороги. Видны башня и церковь в селе Сиони.

    Из России в Грузию: Военно-Грузинская дорога / Фото из России
    // vartumashvili.livejournal.com

    Следующее место, где я сделал небольшую остановку - поселок Коби. "Миновав Кобийский подъем, Военно-Грузинская дорога начинает спускаться в Кобийскую котловину. Хевское ущелье постепенно расширяется, становится более просторным, у его оконечности находится осетинское селение Коби. Жители славятся умением готовить знаменитый кобийский сыр, который можно купить на базарах в Казбеги и Орджоникидзе. В прошлом в Коби находилась большая почтовая станция, где можно было заночевать и сменить лошадей. В память об этом при въезде в селение на стенах нескольких домов яркими красками нарисованы картины, изображающие сцены из жизни почтовой станции и быта местного населения. Здесь же на небольшой площади поставлен обелиск-стелла с именами жителей Коби, погибших во время Великой Отечественной войны." Это цитата из книги "Геологическая экскурсия по Военно-Грузинской дороге (200 километров геологических загадок)", изданной в 1988 году. За прошедшие годы многие из красочных мозаик утрачены, оставшиеся я покажу в отдельном репортаже. На площади сейчас установлен бюст Сергея Коблова, родившегося в поселке и ставшего Героем Советского Союза во время Великой Отечественной. Раньше памятник находился в Степанцминда... Сам известный летчик похоронен в пантеоне Владикавказа, где я побывал утром описываемого дня. Чуть дальше по правой стороне дороги в окружении деревьев можно заметить еще один мемориал павшим, скромный, но трогательный.

    Из России в Грузию: Военно-Грузинская дорога / Фото из России
    // vartumashvili.livejournal.com

    Перед выездом из Коби с Тереком сливаются реки Нарвани и Байдара, дорога делает резкий поворот и продолжается уже вдоль небольшой речки Байдара. Терек уходит вправо в Трусовское ущелье, где и берет свое начало в одном из горных ледников. В километре от этого места через Байдару переброшено два моста, один из них - каменный, сооруженный в 1864 году. Река названа по фамилии человека, поселившегося в окрестностях при царе Иракли II (18 век). Он и его потомки были смотрителями на этом участке, в их обязанности входило предоставление крова путникам. В хижине Бидаровых пережидал непогоду Лермонтов, возвращаясь из Грузии в Россию в 1837 г.

    Каменный мост, отмечающий в этом году 150-летие.

    Из России в Грузию: Военно-Грузинская дорога / Фото из России
    // vartumashvili.livejournal.com

    Дальше дорога начинает петлять по склонам гор, начинается Крестовый перевал. Еще цитата: "Узкое Байдарское ущелье в многоснежные зимы почти непроходимо из-за лавин, скатывающихся по его крутым склонам. Чаще всего завалы бывают на определенных участках, названия которых связаны с людьми, погибшими под лавинами. Так, на Почтовом участке завалило почту, на Персидском - группу персов, на Солдатском - роту солдат, на участке Майорши - жену майора. Происхождение последнего названия связано со следующим событием. В начале XIX в. по дороге проезжала в карете строптивая майорша в сопровождении горничной. Не поладив с девушкой, она выгнала ее из кареты и заставила идти пешком. На этом участке дороги скатилась снежная лавина и засыпала майоршу вместе с каретой, а девушка осталась жива и благополучно миновала опасный участок дороги." По количеству тоннелей-галерей стало понятно, что мы проезжаем самый тяжелый отрезок маршрута. Я здесь был впервые, но места оказались знакомы благодаря телевизионным новостям: зимой дорога заносится снегом так, что бульдозерам приходится прорывать проходы в двухметровой толще снега.

    В одном месте часть горы словно заржавела. Вода расположенного выше нарзанового источника за долгие годы отложила на склоне минеральный слой, так называемый травертин. Подобным образом получаются сталактиты и сталагмиты.

    Нарзановый источник.

    Из России в Грузию: Военно-Грузинская дорога / Фото из России
    // vartumashvili.livejournal.com

    Галерея на одном из опасных участков.

    Из России в Грузию: Военно-Грузинская дорога / Фото из России
    // vartumashvili.livejournal.com

    Снег здесь можно увидеть даже летом.

    Из России в Грузию: Военно-Грузинская дорога / Фото из России
    // vartumashvili.livejournal.com

    В период цветения пчеловоды привозят сюда ульи, а позже в горах появляются пастухи с многочисленными отарами.

    Из России в Грузию: Военно-Грузинская дорога / Фото из России
    // vartumashvili.livejournal.com

    Непродолжительный подъем заканчивается у памятной стеллы, отмечающей высшую точку перевала 2395 метров, установленной, если верить некоторым источникам, в 1824 году. Вероятнее всего информация не верна, а этим годом датируется Ермоловский крест, стоявший (или стоящий) восточнее на старом отрезке дороги. По преданию на том месте крест первоначально был воздвигнут царем Киром (это было задолго до нашей эры) для распятия на нем непокорных скифов, позже крест был восстановлен Давидом Строителем (11 век) и уже после присоединения Грузии к Российской империи вновь сооружен генералом Алексеем Ермоловым, одним из ключевых руководителей на Кавказе в тот момент. Установка креста и дала перевалу современное название.

    Меня же в этом месте привлекло небольшое кладбище немецких военнопленных, историю появления которого я не нашел. В тот момент, когда я там появился, среди одинаковых каменных крестов как раз находились несколько пожилых немецких туристов. И вели они себя как-то неподобающе: ползали в траве и носились за насекомыми.

    На заднем плане - метеостанция.

    Из России в Грузию: Военно-Грузинская дорога / Фото из России
    // vartumashvili.livejournal.com

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    vartumashvili
    19/03/2015

    Страницы: 1 2 




    Новости из России

    18.11.24 Air Arabia будет совершать рейсы между Екатеринбургом и Абу-Даби
    В Москве завершился сезон речной навигации
    "Аэрофлот" запускает транзитные рейсы из Москвы в города Дальнего Востока через Красноярск
    15.11.24 "Поезд Деда Мороза" начал путешествие по России
    S7 Airlines снова будет летать из Иркутска в Шанхай
    13.11.24 Hainan Airlines будет совершать рейсы между Владивостоком и Сианем
    El Al снова летает в Москву
    07.11.24 Uzbekistan Airways проводит однодневную акцию на избранные направления
    В Калининграде вводят городской налог для туристов
    06.11.24 Горнолыжный сезон на курорте Роза Хутор планируют открыть 9 декабря