Страницы: 1 2
Знаменитая смотровая площадка, установленная в 1984 году в честь 200-летия Георгиевского трактата и символизирующая дружбу русского и грузинского народов, находится немного дальше по дороге. Площадка возвышается над Гудаурской пропастью и открывает первоклассный вид на долину Белой Арагви.
Смотровая площадка.
Диорама.
Диорама. Фрагменты. Поскольку дружба между народами пока стоит на паузе, монумент постепенно разваливается.
И вновь немцы вместо любования природой "гоняли в поле воробья".
Вид с балкона смотровой площадки. Внизу тонкая струя Белой Арагви.
Вид в другую сторону. Видно место, где в Белую Арагви впадает Арагвисцкали.
Туристы на пикнике.
ГордЫЙ птица парил над ущельем, высматривая добычу. А ведь такой, наверное, и ребенка может утащить.
С этого момента пакет с купленными во Владикавказе чипсами, надувшийся от перепада давления, стал потихоньку сдуваться... Военно-Грузинская дорога еще некоторое время петляла по склонам, через специальные тоннели, защищающие от обвалов, а потом резко ушла вниз сквозь знаменитый горнолыжный курорт Гудаури. В это время года поселок был пуст и представлял собой странное зрелище: альпийские луга, волнистые горные склоны и двух-пятиэтажные гостиницы причудливой архитектуры. Я бы с удовольствием побывал здесь в разгар горнолыжного сезона, чтобы сравнить впечатления.
Колонада очередной галереи, защищающей проезжую часть на опасном участке.
Гудаури.
Странное здание в одной из деревень по дороге в Гудаури. Может здесь пытались построить храм представители какого-то нетрадиционного для Грузии религиозного течения?
За Гудаури мы попали на классический серпантин, известный как Млетский спуск. Дорога образует петли с крутыми разворотами, открывающими картинные виды на долину с большим водопадом на заднем плане. Без преувеличений здесь один из самых красивых и захватывающих дух участков, который есть смысл пройти пешком или проехать на велосипеде.
На обратном пути перед тем как начать подъем по Млетскому спуску мы сделали остановку у источника (оборудован в 1862 году), посвященного поэту Григолу Орбелиани, чей памятник выглядывает из-за деревьев. Сейчас здесь образовался небольшой туристический пятачок, где помимо утоления жажды можно отдохнуть, разглядывая сувениры и поделки. В этом месте мы повстречали группу московских байкеров, рассказавших нам, о своем знакомстве с двумя девушками из Норильска, произошедшем в Сигнахи за пару дней до этого. Как позже выяснилось, девушками были наши старые знакомые...
Памятник Григолу Орбелини, современнику Пушкина и Лермонтова, переводившему произведения поэтов на грузинский язык и фактически познакомившему грузинское общество с их творчеством.
Источник.
За спуском дорога перешла на правый берег Белой Арагви и с этого момента мы ехали вдоль реки.
Вскоре за въездом в село Надибани я увидел арку необычного и даже неуместного для этого места монумента: на фоне свода полуразрушенной церкви установлен памятник старцу. Позже после долгих поисков я узнал, что это Сулхан-Саба Орбелиани, книгу которого "Путешествие в Европу" я прочитал буквально перед самой поездкой. Я искал сведения о грузинских путешественниках и Орбелиани - едва ли не единственный, кому можно дать это определение, а его путевые заметки (очень специфические и интересные скорее в религиозном контексте), сохранившиеся к сожалению не в полном объеме, служат подтверждением этого. Его путешествие, неглассно одобренное грузинским царем, было попыткой наладить отношения с Папой Римским и Католической церковью и заручиться их поддержкой (в первую очередь, конечно, военной) на фоне разрушительных набегов на Грузию, происходивших на тот момент буквально со всех сторон. Орбелиани вернулся в Грузию ни с чем и был встречен на родине, как предатель и вероотступник. Кажущаяся сейчас нереальной, в случае удачи, его попытка изменила бы ход истории. Это был шаткий момент, когда Грузия могла направить вектор своего развития в сторону католичества. В 1724 году старец выехал в Россию для встречи с Петром I, с той же самой целью - получить поддержку, но встреча не состоялась: Сулхан-Саба и император скончались с разницей в три дня. Кстати, Орбелиани похоронен в Москве в Храме Всех Святых на Ленинградском проспекте.
Следующую достопримечательность мы обнаружили случайно. Ехавшая перед нами машина затормозила перед въездом в поселок Пасанаури. Вышедшая из нее компания явно пошла куда-то фотографироваться, и, заметив это, я тоже решил остановиться. Оказалось, что в этом месте соединяются Белая и Черная Арагви, причем открывшаяся картина впечатлила меня едва ли не больше всего увиденного на Военно-Грузинской дороге.
Ну а дальше непременно стоит посетить крепость Ананури, и сфотографировать живописный вид, открывающийся на плотину Жинвальской ГЭС и заполненное бирюзовой водой водохранилище. Ну а лично для меня Военно-Грузинская дорога, как туристическая достопримечательность, закончилась у Монумента Воинам (это я его так назвал, иногда пишут, что это памятник в честь строителей ГЭС, но я тут явно вижу войско) недалеко от поворота на село Жинвали, вскоре за которым трасса опускается в равнину и до самого съезда на Тбилиси на ней ничего интересного нет.
На окрестных горах можно заметить остатки древних строений не то бастионов, не то храмов.
Монумент Воинам.
Плотина Жинвальской ГЭС.
Осталось сказать пару слов об истории этих мест. В качестве торговой тропы дорога известна с древнейших времен. Вплоть до заключения Георгиевского трактата (1783 г.) она была труднопроходима настолько, что первый отряд русских войск преодолевал путь из Владикавказа до Тифлиса 36 дней. С упрочнением русско-грузинских отношений и с последующим включением Грузии в состав Империи началась современная история дороги, её принялись расширять, началось возведение фортификационных сооружений на случай обороны. С 1814 года движение через перевал стало доступно для колесного транспорта, несколько лет спустя было налажено постоянное почтовое сообщение. Торжественное открытие, ознаменовавшее окончание работ, произошло лишь в 1863 году и именно с этой даты Дарьяльская дорога стала называться Военно-Грузинской. В 1911 году по дороге проехал первый автомобиль, а в 1928 году появился асфальт.
12 мая - 19 июня 2014 г.
19/03/2015
Страницы: 1 2