С нижней станции к бронебашне ведет наклонная потерна, оборудованная подъемником для подачи наверх снарядов.
На нижнюю станцию со склада доставлялись снаряды, взрыватели, гильзы и заряды, и отсюда они в разобранном виде транспортировались к бронебашне.
Наклонная штольня впечатляет своей техногенной красотой. Особенно радовало то, что я тут находился один и мне не надо было никуда спешить. Я мог бродить тут сколько захочу, рассматривая механизмы и впитывая неповторимую атмосферу этого подземелья.
Наклон штольни составляет 74 %, чтобы добраться к бронебашне необходимо преодолеть 131 ступеньку или 26 метров высоты. Ко второй башне подъем чуток короче 93 ступени или 18,6 метров.
Красота!
На входе в бронебашню очередная бронедверь.
Команда, обслуживающая орудие, состояла из 11 человек. Трое находились на верхнем уровне бронебашни: наводчик, заряжающий и подающий. На нижнем ярусе башни располагались командир башни, Tempierer (человек, собирающий готовый снаряд в соответствии с указаниями и целями) и один или два помощника. Еще команда из четырех человек обслуживала подъемник, обеспечивая беспрерывную подачу снарядов в башню.
Командир и наводчик башни получали по телефону из командного центра команду и все необходимые параметры стрельбы, такие как сектор обстрела, дистанция, тип снаряда, тип взрывателя и прочее. Дальше эти параметры сообщались команде и начиналась подготовка к выстрелу.
Так выглядит нижний уровень бронебашни.
На верхний уровень ведет лесенка через люк в полу.
В центре кадра виден вход на нижний уровень башни из штольни и лестница ведущая наверх.
Сразу над люком располагается место наводчика. Вращением левого маховика осуществлялся поворот башни, правого изменялся угол наклона ствола.
В отличии от обширных бронебашень конца 19-го столетия, внутри довольно тесно как в танке.
Так выглядела одна из башень этой модели во время сборки. Тут хорошо видно рабочие места команды. Справа место наводчика, по центру напротив пушки заряжающий, слева возле подъемника подающий.
Источник: 1)*
Оказаться внутри такой башни, конечно, очень круто. Я был в нескольких музейных крепостях, оборудованных подобными башнями, но внутрь башень посетителей не пускают. А тут мне выпала возможность побывать внутри одной из бронебашень к тому же не в музейном объекте. Почувствовал ту же радость, какую испытывал в детстве, когда в нашем танковом полку на День танкиста выгоняли несколько танков из ангаров и запускали внутрь детей. Помню как первый раз оказался внутри танковой бронебашни в царстве рычажков, триплексов и магических механизмов. Это было волшебно. Тут я ощутил своеобразное дежавю.
Спустимся на нижний уровень. Тут собирались снаряды и при помощи этого подъемного механизма подавались на верхний уровень к орудию. При сборке снарядов учитывался тип снаряда и количество взрывчатого вещества, загружаемого в гильзу, от которого зависела дальность стрельбы. Так же было несколько типов капсюлей, как моментально взрывающихся так и с задержками.
Парочка фотографий самого орудия:
После выстрела гильза сбрасывалась на нижний уровень бронебашни, откуда она доставлялась к подъемнику и спускалась к нижней станции. Там гильза проверялась на целостность специальным аппаратом, снабжалась новым капсюлем и была готова к повторному применению. Во избежание отравления угарным и пороховыми газами, вся команда внутри бронебашни работала в специальных противогазах, подключенных к системе беспрерывной подачи чистого воздуха.
На этом осмотре бронебашни окончен, спускаюсь обратно вниз.
Лишь участок потерны, примыкающий непосредственно к бронебашне, покрыт слоем бетона, дальше идут голые скалы.
Помимо подъемного механизма в потерне находятся кабели электричества, связи и труба для подачи сжатого воздуха в систему коллективной защиты от газов.
Наверняка у вас возник вопрос, зачем в этой потерне рельсы?
Ствол артиллерийского орудия был рассчитан на 5000 - 8000 выстрелов, после чего следовало произвести его замену. Для этого в наклонной штольне монтировалась лебедка и старый ствол спускался вдоль штольни по рельсам на специальной тележке, таким же образом внутрь бронебашни доставлялся новый ствол. Эта сложная и опасная процедура длилась около 3-4 дней.
И вот я снова на нижней станции, впереди меня ждет осмотр зоны обеспечения форта, в бывших помещениях которой сейчас находится семинарный центр и отель "La Claustra", которому и будет посвящен мой следующий пост.
При подготовке материала использовались иллюстрации и информация из следующей книги:
1)* Hansjakob Burkhardt "Die Gotthardfestung "San Carlo", der Prototyp aller Artilleriewerke mit 10,5 cm Turm-Kanonen Mod 1939 L52", Fischerdörfli-Verlag, Meggen 2003.
13/03/2015