Музей обладает самой крупной коллекцией тракторов в Латвии. Марис Берзиньш, владелец коллекции, мечтает собрать все трактора, которые использовались в Латвии до 1940 года.
Гусеничный ДТ-54а, выпускался на нескольких заводах: с 1949 по 1963 годы на Сталинградском тракторном заводе, с 1949 по 1961 на Харьковском тракторном заводе и с 1952 по 1979 на Алтайском тракторном заводе. Всего было выпущено 957 900 экземпляров. На заднем плане колесный трактор МТЗ-5, произведенный в Минске.
А это уже экспонат поинтересней - сельскохозяйственный трактор Универсал, который производили на двух заводах: в период с 1934 по 1940 год на Ленинградском заводе "Красный Путиловец" и в период с 1944 по 1955 годы на Владимирском тракторном заводе. Как и большинство техники, производимой в Советском союзе в те годы, трактор имел свой американский прототип Farmall F-20, с которого было скопирована конструкция и большинство узлов и механизмов.
Узкогабаритный колесный трактор трактор ДТ-20, выпускался в 1958-1969 годах на Харьковском тракторосборочном заводе. Всего за 11 лет было произведено 248 400 экземпляров. Мощность дизельного двигателя Д-20 составляла 20 л.с.
Зеленый стиляга John Deere.
Старший брат трактора фирмы "Heinrich Lanz A.G.", что на 58-й фотографии. Эта модель называлась Bulldog и ее особенностью являлся способ запуска мотора для чего нужно было паяльной лампой разогреть головку цилиндра, затем снять рулевое колесо и установить его в специальный разъем на конце коленвала с правой стороны, после чего вращением руля заводился двигатель. Двигатели в довоенных тракторах фирмы "Heinrich Lanz A.G." были многотопливные одноцилиндровые двухтактные и располагались горизонтально. Тракторы этой модели производились с 1937 по 1942 годы, всего было выпущено 20180 экземпляров.
Еще один антуражный раритет. Табличку не сфоткал, так что ничего сказать про него не могу.
А это уже более современный трактор Fendt Favorit 1, производился в период с 1958 по 1962 годы. Трактора этой модели до сих пор используются в южной Германии фермерами, периодически встречаю их на дорогах.
Вообще тракторов тут много, и если поставить цель вместить их все в один пост, то он будет такой длинный, что мало кто его осилит до конца. Так что идем дальше.
В кузове грузовика Mercedes военного времени неожиданно обнаружилась зенитная установка.
Ни один латышский автомузей не обходится без классики советского/немецкого автопрома Москвича-400, бывшего в довоенное время Опелем Кадет.
Ну и одна из самых ярких частей экспозиции - это три советских представительских автомобиля, на которых я остановлюсь подробней. Примечательно, что все машины находятся в идеальном состоянии и на ходу. Их можно даже заказывать на торжественные события. На переднем плане на фото легендарная "Чайка" ГАЗ-13 - советский представительский легковой автомобиль большого класса, выпускавшийся малой серией c 1959 по 1979 год.
При создании дизайна нового советского представительского автомобиля, за основу были взяты люксовые американские автомобили Packard 1956 модельного года, причем подражание стилистике пакардов было как внешнее так и внутреннее. Автомобиль, конечно, получился очень красивым, представитель золотой эры "американского барокко" в дизайне, хоть и не американец.
Шикарный и просторный диван, предназначенный для широких задов партийных бонз.
Но вишенкой на торте музейной экспозиции является роскошный бордовый ЗиС-110 Б, автомобиль высшего класса, созданный для партийной верхушки СССР.
Разработка нового автомобиля была начата 14 ноября 1942 года по приказу Сталина в разгар Сталинградской битвы. Так как Сталин был большим почитателем автомобилей марки Паккард, конструкторы взяли за основу дизайн Паккард-180 модели 1942 года (скорей всего такая установка пришла сверху так как разработку автомобиля лично курировал Сталин). Хоть ЗиС-110 очень сильно напоминал своего праобраза но сходство было не стопроцентным. Кузов у ЗиСа получился длиннее, шире и была изменена задняя часть автомобиля. Автомобиль отличался от оригинала примерно так же, как китайские клоны отличаются от взятых за основу европейских автомобилей, в которых сразу угадывается, что за машина была скопирована, но в то же время, видно, что это собственная разработка с заимствованным дизайном.
Автомобиль должен был олицетворять мощь империи поэтому к его внешнему виду предъявлялись высокие требования. Машина и вправду получилась весьма аристократичной и стильной. ЗИС-110 стал первым советским автомобилем, оборудованным указателями поворотов.
Автомобиль оснащался рядным 8-цилиндровым 4-тактным двигателем объёмом шесть литров и мощностью 140 л.с. До 1950 года это был самый мощный автомобильный двигатель производившийся в СССР.
Двигатель ЗИС-110 работал настолько тихо, что сидя в машине не всегда можно было определить заведен двигатель или нет. Для этого на приборную панель вывели контрольную лампу работающего зажигания.
Дизайн интерьера был тоже скопирован у Паккарда, хотя все компоненты были советского производства как и производственное оборудование, на которых выпускали эту машину. Представленный в музее автомобиль является фаэтоном (модификация 110 Б) и оборудован складной крышей и окнами, опускающимися вместе с рамами в дверные ниши.
Заднее сидение представляет собою традиционный для таких автомобилей диван.
Автомобили ЗИС-110 использовались не только для обслуживания партийных бонз, была и санитарная модификация автомобиля, много машин работали в таксопарках Москвы а также в качестве маршрутных такси на междугородных линиях Москва-Симферополь, Москва-Владимир и Москва-Рязань. Так что у простых советских людей, тоже была возможность прокатиться на самой шикарной советской машине. Конкретно этот фаэтон каким-то образом попал в один из колхозов Бауски, где использовался для различных торжественных мероприятий в том числе и на свадьбах, причем было это еще в советское время. Не знаю частыми ли были случаи, чтобы подобная машина попадала в колхоз, или Бауске повезло в исключительном порядке?
Автомобиль действительно огромный - длина кузова достигает шести метров а снаряжённая масса пустого автомобиля составляет 2575 кг (у базовой версии, фаэтон будет чуток легче). В своё время это был один из самых больших легковых автомобилей в мире. Цвет автомобиля не родной, так как ЗИС-110 окрашивались только в чёрный цвет, а фаэтоны ЗИС-110Б - в черный, серый, серо-голубой и бежевый. Автомобиль производился с 1945 по 1958 год но последние два года машина выпускалась уже как ЗИЛ-110. Всего было построено 2072 экземпляра, включая все модификации.
Еще один красавец ЗиМ (ГАЗ-12) - шестиместный автомобиль среднего класса, предназначенный для служебного пользования номенклатуры среднего звена, но в отдельных случаях продавался также в частные руки. Выпускался в период с 1949 по 1959 годы, за это время с конвейера сошло 21 527 автомобилей. Отличительной чертой машины был несущий кузов, что было впервые применено в мировом автомобилестроении для машины таких габаритов с тремя рядами сидений.
Судя по большому количеству значков на фальшрешетке радиатора, автомобиль регулярно участвует на различных ретро-фестивалях и слетах владельцев олдтаймеров причем не только внутри страны но и за границей.
В отличии от расположенного неподалеку филлиала Рижского моторного музея, где все экспонаты стоят за оградой, тут можно было рассмотреть каждый выставленный автомобиль в упор и даже заглянуть в салон. Люблю такие музеи.
Приборная панель ЗиМа создавалась под влиянием американского стиля тех лет.
Задний диван будет поскромней, чем у ЗиС-110 да и внутренняя отделка не выглядит особо роскошной.
Снаружи автомобиль смотрится гораздо лучше, чем внутри.
На этом я завершаю прогулку по этому прекрасному музею. В этом посте я показал лишь около 2/3 экспонатов но пост итак получился объемным, так что буду завершать рассказ. Резюмируя, можно сказать, что любителям техники однозначно стоит побывать в Бауске, и посетить оба расположенных там музея. Экспозиции музеев довольно интересны и богаты яркими представителями автомобильной и не только истории. Учитывая идеальное состояние техники и символическую стоимость билета, музеи Бауски не оставят вас равнодушными.
Музей крестьянского подворья и сельскохозяйственных машин открыт лишь в теплое время года с мая по октябрь. В зимнее время работники музея занимаются реставрацией техники, которой в запасниках музея немало, так что экспозиция будет только расширяться.
Официальный сайт музея (только на латышском языке)
Координаты музея: 56°18'40.5"N 24°16'30.5"E
23/02/2015