Во время моей поездки по Латвии я посетил три автомобильных музея, о которых до сих пор не написал, хотя материал собран довольно интересный. Буду исправляться и сегодня первый пост о латвийских автомузеях, в котором я расскажу о филиале Рижского моторного музея, расположенного в небольшом городке Бауска, что находится в семидесяти километрах южнее Риги.
Автомобильная экспозиция расположена в двух ангарах, между которыми находится современное здание, не лишенное стиля и изящества. Видно, что музей новый, территория вокруг него прекрасно обустроена и вообще создается ощущение, что находишься где-то в Германии, а не в бывшей постсоветской стране. Посетители в музее отсутствуют полностью, музейная парковка пуста.
Помимо автомобильной экспозиции, размещенной в ангарах, на втором этаже центрального здания есть еще небольшая экспозиция, посвященная латышскому быту. Заходим внутрь.
В правом ангаре собрана небольшая коллекция сельскохозяйственной техники, десяток мотоциклов...
... и советская автомобильная техника.
Открывает экспозицию линейный пожарный автомобиль на шасси ГАЗ-АА, 1936 года выпуска. ГАЗ-АА выпускался с 1932 года на автозаводе в Горьком (сейчас - Нижний Новгород) и был лицензионной копией американской полуторки Ford AA, модели 1929 года. Полуторка с многочисленными модификациями выпускалась до 1950 года, всего было произведено около 985 000 автомобилей этой модели, включая модификации.
Экспонируемый автомобиль служил в Риге в добровольческой пожарной части, затем в 1970-е годы был списан и передан Клубу антикварных автомобилей, перейдя позже в собственность Рижского моторного музея.
Следующий экспонат является одним из самых распространенных грузовиков Советского союза. ГАЗ-51 выпускался почти 30 лет с 1946 по 1975 годы. Представленный автомобиль является модификацией ГАЗ-51А, производившейся с 1955 года. Всего было выпущено около 3,5 миллионов ГАЗ-51 включая модификации. Грузовик был очень удачный и массово экспортировался в страны Восточного блока, Азии и Африки, кроме того лицензионные копии автомобиля ГАЗ-51 производили в Польше под маркой Lublin-51, Северной Корее как Сынри-58 (Sungri-58 - "Победа-58") и Китае (г. Нанкин) в несколько изменённом виде как Юцзинь NJ130.
Фотография, висящая на стене за грузовиком.
Рядом с ГАЗ-51 выставлен автобус на его базе КАвЗ - 651 А, выпускавшийся с 1949 по 1973 годы на различных заводах СССР. Данный экспонат - санитарно-эпидемиологическая лаборатория АЛ-52, произведенная в Казани.
За автобусом расположились два советских цивильных внедорожника с кузовами от легковых автомобилей. На переднем плане Москвич - 410 Н, созданный в 1957 году конструкторами МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей) для потребностей сельских жителей. Всего в 1957-1961 гг. было изготовлено 7580 экземпляров "Москвич-410" и "Москвич-410Н".
Слева от полноприводного Москвича экспонируется ГАЗ - М72 - внедорожник с кузовом "Победы" и трансмиссией от вездехода ГАЗ-69 серийно выпускавшийся Горьковским автомобильным заводом с 1955 по 1958 год. Это был один из первых в мире внедорожников, обладающим комфортом легкового автомобиля.
Дальше следует советская военная классика - ГАЗ 67Б, 1951 года выпуска. Первый ГАЗ 67 покинул сборочный конвейер в 1943 году и после модернизации в 1944-м после которой внедорожник получил индекс "Б" производился до 1953 года. Всего было выпущено около 90 000 автомобилей для Красной армии, часть из которых после войны также использовались в народном хозяйстве.
На смену ГАЗ-67 Б пришел новый армейский внедорожник ГАЗ-69, который сменил предшественника на конвейере в 1953 году. Автомобиль комплектовался тем же двигателем, что и знаменитая "Победа". В 1956 году производство автомобиля было перенесено в Ульяновск, где машина выпускалась до 1972 года под именем УАЗ-69. За два десятилетия производства ГАЗ-69 и ГАЗ-69А было выпущено свыше 600 тысяч машин.
ГАЗ-69 экспортировался в 56 стран мира, кроме того в 1957 году сборка лицензионной копии автомобиля началась на румынском предприятии ARO, а в 1962 году в Северной Корее. Эти машины до сих пор можно встретить в активной эксплуатации на постсоветском пространстве.
Преемник ГАЗ-69 в представлении не нуждается. УАЗ-469 (с 1985 года УАЗ-3151) выпускается с 1972 года, а его модернизированная версия производится до сих пор. Примечательно, что доработанная версия автомобиля экспортировалась в Италию.
Знаменитый представитель латвийского автопрома РАФ - 2203 "Латвия" - микроавтобус, выпускавшийся Рижской автобусной фабрикой в 1976-1997 годах. Микроавтобусы этого типа широко использовались как маршрутные такси, автомобили скорой помощи и в роли служебного транспорта вплоть до середины 90-х годов. Даже я еще застал время, когда они работали маршрутками.
Латвия - единственная страна Советского союза, продукция которой маркировалась латиницей, будь то трамваи и поезда RVR или автобусы RAF.
Замыкает эту часть экспозиции первый латвийский внедорожник а также первый автомобиль, произведенный в Латвии после обретения страной независимости BD 1322 "Балтийский джип".
"Балтийский джип" был произведен небольшой партией - всего около 10 экземпляров, из которых до наших дней уцелело лишь четыре. На раму от УАЗ-469 навешивался пластиковый кузов, изготовленный в Риге. В качестве силового агрегата использовался бензиновый двигатель от ГАЗ-24 или дизель Iveco.
На этом осмотр небольшой автомобильной экспозиции этого ангара окончен, перейдем к осмотру сельскохозяйственной техники, расположенной напротив.
ХТЗ-7, первый советский малогабаритный трактор, выпускался Харьковским тракторным заводом с 1950 по 1956 годы.
Комфорт водителя в те времена не был приоритетом в сельскохозяйственной технике.
EUREKA - стационарный дизельный двигатель, мощностью 8 л.с. на буксируемой мобильной платформе. Произведен шведской фирмой A.B. Storebro в 1912 году. Такие двигатели пришли на смену паровым локомобилям и использовались в сельском хозяйстве для привода неподвижных сельскохозяйственных машин (молотилок, веялок, мельниц и т. д.). Экспортировались в Российскую империю перед Первой мировой.
20/02/2015