Продолжим обзор выставленной в музее советской классики.
ГАЗ М21 "Волга" - советский автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1956 по 1970 год. Экспонируемый тут автомобиль приобрел в 1960 году Янис Круминьш, знаменитый латвийский баскетболист, в 1997 году его сын Юрий Круминьш подарил автомобиль музею.
ЗиМ (ГАЗ - 12) - шестиместный автомобиль среднего класса, предназначенный для служебного пользования номенклатуры среднего звена, но в отдельных случаях продавался также в частные руки. Выпускался в период с 1949 по 1959 годы, за это время с конвейера сошло 21 527 автомобилей. Отличительной чертой автомобиля стал несущий кузов. Такая конструкция была впервые в мировом автомобилестроении для машины таких габаритов с тремя рядами сидений.
Несмотря на заимствование элементов дизайна у американских машин, ЗиМ получился очень гармоничной и красивой машиной. По моему субъективному мнению это один из самых красивых автомобилей произведенных в Советском союзе.
Внимание к деталям во внешнем декоре радует глаз.
Эмблема тоже хороша.
Еще один советский представительский автомобиль ГАЗ-14 "Чайка" 1980 года выпуска. Этот автомобиль производился с 1977 по 1988 годы и отличался стильным дизайном и высоким уровнем комфорта. Автомобиль был оборудован гидроусилителем руля, кондиционером, электрическими стеклоподъемниками, стереосистемой с пультом дистанционного управления, теплоизолирующими стеклами и воздушным подогревом окон в передних дверях. Некоторые автомобили имели на борту встроенный радиотелефон. Восьмицилиндровый двигатель с V-образным расположением цилиндров обладал мощностью 220 л.с. и разгонял автомобиль массой 2600 кг до скорости 175 км/ч. Всего было изготовлено 1120 автомобилей этой модели. ;В 1988 году, в рамках так называемой "борьбы с привилегиями", автомобиль был снят с производства по личному указанию М. С. Горбачёва, причём одновременно была уничтожена вся технологическая оснастка, рабочая документация, сборочные линии и кузовные штампы.
А это пожалуй самый интересный экземпляр экспозиции - предсерийная версия советского лимузина высшего класса ЗиЛ - 111Г, существующая в единственном экземпляре. Зил 111 предназначался для высших должностных лиц Советского союза и стран социалистического лагеря, производился в период с 1958 по 1967 год мелкой серией по 10-12 автомобилей в год. За весь период производства было собрано 112 автомобилей семейства ЗИЛ-111.
Первая версия автомобиля ЗиЛ 111 увидела свет в 1958 году, его прототипом был американский Packard, дизайн которого был перенят советскими конструкторами. В результате автомобиль получился очень похожим на ГАЗ-13 "Чайка", при создании которой тоже вдохновлялись Packard'ом. Хрущев был недоволен таким сходством и дал задание поменять дизайн автомобиля. Таким образом были изменены передняя и задняя панели кузова, при этом в автомобиле нулевой серии передняя панель была скопирована с автомобиля Cadillac 62 - серии. Новая модификация получила имя ЗиЛ 111 Г.
А так выглядел Cadillac 62-й серии, которым вдохновлялись дизайнеры ЗиЛ:
Производство новой модификации ЗиЛ 111 Г началось в 1962 году, но в отличии от предсерийной машины, выставленной в этом музее, дизайн передка немного изменили, чтобы сходство с Кадиллаком было не таким абсолютным. Как выглядела серийная модель, можно увидеть в Рижском моторном музее. Экспонируемый в музее автомобиль раньше принадлежал кремлевскому гаражу специального назначения, затем в 80-х годах был передан Рижскому моторному музею автозаводом ЗиЛ.
Ну и еще одна фотография автомобиля, с которого был слизан дизайн. Даже эмблему на капоте стянули у Кадиллака, втиснув внутрь вместо кадиллаковского герба надпись "ЗИЛ".
Еще один интересный экземпляр коллекции - культовый советский легковой автомобиль ГАЗ М-20 "Победа", производившийся в 1946 - 1958 годах. Всего было выпущено 236 000 автомобилей этой марки, но выставленный в музее автомобиль особенный. В честь празднования шестилетия победы в Великой Отечественной войне по приказу Сталина в 1951 году была выпущена особенная партия из 200 "Побед" покрашенных в черный цвет. Все эти автомобили были торжественно вручены директорам "Военторга" (сеть специализированных магазинов для военнослужащих).
Выставленная в музее "Победа" одна из той партии, подаренная директору "Военторга" Риги, которую он использовал с 1952 по 1967 год. До 1998 года машина хранилась в одном из частных гаражей и на момент передачи ее в фонд музея была в хорошем состоянии.
На этом обзор автомобильной экспозиции закончен.
Бонусом к автомобильной коллекции в ангарах выступает небольшая экспозиция на втором этаже центрального здания музея, демонстрирующая быт латышей в прошлом веке.
Инсталляция, включающая в себя мебель и предметы быта межвоенного периода.
Сарай с хозяйственным инструментом.
Детали.
Интересный аппарат - музыкальная шкатулка, девайс из начала ХХ века, похож на граммофон, только вместо пластинок железные диски с прорезями.
Небольшая экспозиция с различной бытовой техникой от фото- и видеокамер до радиоприемников.
Больше ничего примечательного на втором этаже нет, как я уже написал выше это скорей маленький бонус в дополнение к автомобильной экспозиции.
На площадке сбоку от ангара я обнаружил еще два потенциальных музейных экземпляра, которые видимо в скором времени пополнят музейную экспозицию.
Военный грузовик Volvo требует как минимум косметического ремонта.
Это Volvo TL31 - автомобиль повышенной проходимости, созданный для шведской армии. Кроме армии использовался также в народном хозяйстве и в качестве базы для пожарного автомобиля. Зарекомендовал себя как очень проходимый, надежный и простой в эксплуатации автомобиль, в результате чего использовался в армии на протяжении сорока лет.
Внутри кабины Volvo.
Ну а этот броневик я и без табличек знаю, все детство по таким лазил, это БТР-152 бронетранспортер, созданный на базе узлов и агрегатов грузового автомобиля ЗИС-151.
На этом я закончу свой обзор, в который я уместил практически все, что увидел. Резюмируя, могу сказать, что музей хоть и небольшой, но обладает несколькими уникальными автомобилями, которые стоит увидеть ценителю автомобильной истории. В то же время житель постсоветского пространства четверть музейной экспозиции может наблюдать каждый день, выйдя на улицу. Стоит ли ехать 70 км от Риги, чтобы посетить этот музей, каждый решает для себя.
Добавлю, что в Бауске кроме автомобильного музея есть что посмотреть - тут находится средневековый замок, расположенный в очень живописном месте у реки, есть небольшой и невыразительный исторический центр и еще в Бауске варят отличное местное пиво. Так что тут вполне можно провести целый день и уехать обратно в Ригу вечерним автобусом.
20/02/2015