Немецкий трактор "Lanz Bulldog D7506", 1938 года выпуска, производства фирмы "Heinrich Lanz A.G.". В 20/30-е годы фирма выпускала тракторы "Bulldog" с многотопливными одноцилиндровыми двухтактными двигателями оригинальной конструкции, которые располагались горизонтально.
Тракторы этой серии производили с 1937 по 1942 годы, всего было выпущено 20180 экземпляров. В Латвии они были популярны в довоенное время и использовались также после войны.
Чтобы завести трактор, сперва нужно было паяльной лампой разогреть головку цилиндра, затем снять рулевое колесо и установить его в специальный разъем на конце коленвала с правой стороны, после чего вращением руля заводился двигатель. На фото рулевое колесо установлено в положение для старта двигателя.
Немецкая молотилка фирмы "Ködel & Böhm".
Оригинальный логотип производителя.
Перед молотилкой был выставлен десяток латвийских мотороллеров и мопедов, но так как я совершенно не интересуюсь мототехникой, я их не фотографировал.
Для антуража сухой интерьер ангара разбавлен историческими фотографиями из латвийской деревни первой половины ХХ века. На фото локомобиль с молотилкой.
1930-е годы. Локомобили сменились тракторами, а молотилки использовались в сельском хозяйстве вплоть до 1950-х годов, когда в Латвийской ССР появились первые советские самоходные зерноуборочные комбайны.
Fordson - торговая марка сельскохозяйственных тракторов, выпускавшихся предприятиями Генри Форда. Так же, как и в случае с Ford T, в сельском хозяйстве Форд поставил на единственную массовую, дешёвую модель, которая обрела успех на рынке и за период 1917-1928 годов было выпущено около 900 000 тракторов модели F. С 1925 по 1932 год трактора Форда модели F по лицензии собирали на заводе Красный Путиловец в Санкт-Петербурге. В СССР они назывались "Фордзон-Путиловец" и один из этих тракторов представлен в музее.
Швейцарский рекламный и советский агитационный плакаты.
Перемещаемся во второй ангар, тут собраны самые интересные экземпляры музейной экспозиции.
Экспозиция состоит из европейских, американских и советских легковых автомобилей разных классов и эпох.
Начну обзор с одного из самых старых представителей коллекции - кабриолета Ford A с кузовом Roadster De Luxe, 1930 года выпуска. Благодаря простоте конструкции и дешевизне, автомобили Ford A были самыми массовыми в Латвии в 1930-е годы. По статистике в 1935 году в Риге было зарегистрировано 164 автомобиля марки Ford, из которых большинство были Ford A.
Модель А сменила на конвейере предыдущую модель Т в 1927 году, а уже в 1929 году Ford A стал самым массовым автомобилем в мире. За первые 16 месяцев продаж было продано более миллиона автомобилей этой модели.
Рядом экспонируется Buick Special 41, 1938 года выпуска. Автомобили этой модели укомплектовывались 8-цилиндровыми двигателями и позиционировались как приближенные к классу "люкс", при этом они были относительно недорогие, что обеспечило их популярность в том числе и в Латвии в конце 1930-х.
А вот это уже куда более интересный экспонат - произведенный в Латвии Ford Vairogs V8 "Standard" - лицензионная копия американской модели Ford V8 922A. Учитывая возросшую потребность в автомобилях в стране, в 1936 году на предприятии "Vairogs" (после войны переименованного в Рижский вагоностроительный завод) было создано автомобильное отделение, которое в 1937 году начало сборку грузовиков фирмы Форд, собранных из американских комплектующих. В 1938 году на предприятии открыли сборочную линию и для легковых автомобилей.
В период с 1937 по 1940 год предприятие "Vairogs" выпустило 300 легковушек и 100 грузовиков, а также несколько сотен автобусов и броневиков для армии. Из Америки в рижский порт поставлялись не крашенные кузова, рамы, двигатели и мосты, а на заводе производилась финальная сборка, покраска и горячая сушка автомобилей. Также на заводе был швейный цех, где производили обшивку салона. Модель "Standart" комплектовалась мотором V8, объемом 2.2 л. и мощностью 60 л.с., что позволяло развивать скорость до 120 км/ч.
В противоположном углу экспонируется интересная четверка. Рассмотрим ее поближе.
Adler Trumpf Junior - одна из последних моделей фирмы Adlerwerke vorm. H. Kleyer AG, которая занималась производством автомобилей с начала ХХ века и до Второй мировой войны. В 30-х годах предприятие выпускало очень прогрессивные для своего времени автомобили с несущим кузовом, передним приводом и независимой подвеской всех колес.
Экспонируемый автомобиль обладает кузовом кабриолет, созданном в кузовном ателье "Karmann". Cошел с конвейера в 1938 году.
Ford Köln, выпускался с 1932 по 1936 годы заводом Форда в Кельне. Все автомобили производимые в Третьем рейхе содласно закону 1933 года должны были носить немецкие имена, таким образом Ford Modell Y стал называться Ford Köln. Ford Modell Y разрабатывался специально для европейского рынка и под разными именами выпускался в Англии, Франции, Германии, Австралии, Японии, Испании и Латвии. В общей сумме было построено более 200 000 экземпляров этой модели, 150 000 из которых сошли с конвейера в Англии.
Справа на фотографии Oldsmobile Six F28 S, 1928 года выпуска - типичный американский автомобиль среднего класса конца 1920-х годов, оснащался рядным шестицилиндровым мотором, мощностью 55 л.с. и механическими тормозами на все колеса.
В 1930-х годах этот автомобиль работал в Латвии в качестве такси. В 1977 году попал в руки члена Клуба антикварных автомобилей и в 1980-е годы был продан Рижскому моторному музею. Находится в отличном состоянии и на ходу.
Этот яркий Fiat 503, 1926 года выпуска является самым старым автомобилем среди выставленных в музее. Данная модель была очень популярна в Латвии в 1920/1930-х годах прошлого столетия.
До поступления в 1986 году в коллекцию музея автомобиль принадлежал единственному владельцу Николаю Стумбрису и регулярно участвовал в парадах старой техники под эгидой Клуба антикварных автомобилей. Автомобиль снимался в фильмах производства Рижской киностудии, таких как "Афера Цеплиса" (1972), "У богатой госпожи" (1969), "Посол Советского союза" (1969) и других.
Перемещаемся в советский уголок.
Эти автомобили в представлении не нуждаются. В Латвии они уже музейные экземпляры, а на постсоветском пространстве до сих пор часть транспортного потока.
Москвич 400-420А - это первый советский автомобиль, поступивший в свободную продажу населению. Выпускался на Заводе малолитражных автомобилей в Москве (ЗМА, впоследствии - МЗМА) с декабря 1946 по 1956 год. Версия с кузовом кабриолет выпускалась параллельно базовой модели так же по причине нехватки листового проката в послевоенном СССР.
Автомобиль является копией немецкого Opel Kadett K38, производившегося в 1936-1940 годах на заводе Opel в Рюссельсхайме. По репарационным соглашениям Советский союз получил документацию и оборудование завода Opel, на основе которой была воссоздана конструкция Opel Kadett K38, ставшей теперь Москвичем 400-420. В общей сложности в Советском союзе было выпущено около 250 000 автомобилей этой модели в различных типах кузова.
20/02/2015