Катманду - волшебное, магическое, завораживающее место. Он вытянулся в продолговатой долине, словно кишащая масса в гигантском котле, в котором происходят самые разные события, смысл которых совсем не очевиден.
На этой фотографии, сделанной с башни Басантапур во дворце Хануман Дхрка в западном направлении, видно, как волны океана под названием Катманду устремляются к окружающим горам и охватывают холм справа. На этом холме стоит храм Сваямбу, самый главный храм непальского буддизма, название которого означает "самовосставший". В соответствии с легендой в древние времена долина Катманду была озером (это подтверждается и геологией), из которого вырос лотос. Бодхисаттва Манджушри увидел его во сне, нашёл его, осушил озеро и превратил лотос в холм, на вершине которого теперь стоит Сваямбу.
Ещё одна фотография из башни Басантапур. На сей раз направление - юг. Эта площадь примыкает с юга к королевскому дворцу и Площади Дурбар. Прямо перед нами Улица Фриков, на которой в семидесятые года обитали всевозможные хиппи - медитировали, курили ганджу и предавались свободной любви. Сегодня туристический центр сместился на север - в район Тамель. На Улице Фриков фриков гораздо меньше, но всё равно то и дело попадаются обкуренные товарищи в разнузданных длинных одеждах с дредами.
Главная площадь Катманду - Площадь Дурбар. От одного этого называния у меня взрывается фантазия, я представляю себе роскошные процессии, сопровождаемые экзотической музыкой, которые пересекали её в течение сотен лет, возглавляемые богом-королём Непала, живым воплощением Вишну. Следующие три фотографии продолжают друг друга. Это южная часть Площади Дурбар. Вся площадь - а точнее, это целая россыпь открытых пространств, причудливым образом соединённых друг с другом приблизительно в направлении с юго-запада на северо-восток - застроена храмами. В первые дни сориентироваться между всеми этими экзотическими строениями, галдящими продавцами, пристающими таксистами, навязывающимися гидами, звуками и ароматами, не так-то просто - даже карта, которую ты держишь в руке, кажется, никак не соотносится с реальностью. Пару недель спустя я конечно стал здесь элементарно ориентироваться. Слева на этой фотографии - храм Trailokya Mohan Narayan, посвящённый Вишну. Я делаю эту фотографию с самого большого храма на Площади - храма Маджу Девал, посвящённого Шиве.
Предзакатный час. Маленький храм посередине называется Бималешвар, а справа открывается храм Лакшми Нараян.
Здесь за храмом Лакши Нараян виден другой, очень большой храм, который называется Каштамандап. Каштамандап - самый древний храм в долине Катманду, построенный в 12 веке. По преданию, для его строительства было использовано одно-единственное дерево - впрочем, местные жители в это не верят. Именно от его названия происходит название "Катманду". Он посвящён Горакнату, аскету, который жил в 13 веке, но изнутри выглядит довольно-таки мрачно, а верхние его этажи закрыты для посещения.
В другой день мы забрались на храм Mohan Narayan, который виден на предыдущих фотографиях. Каштамандап прямо перед нами - тогда мы правда не знали о его первостепенной исторической значимости - а в правом углу посреди хаоса преклонил колени гаруда. Гаруда - это ездовая птица бога Вишну, это получеловек, полуорёл. В индуизме каждому богу предписано своё ездовое животное. Их статуи часто устанавливаются у входа в храм, сообщая верующим, какому именно божеству он посвящён.
В середине Площади Дурбар находится статуя Кала Байраб - Чёрного Байраба, Шивы в его самом ужасающем воплощении. В средневековые времена считалось, что солгать, стоя перед этой ужасной статуей, приводило к мгновенной смерти - непальские короли использовали её как детектор лжи, верша здесь суд.
Шестирукий Шива
Площадь Дурбар сообщается с бывшим королевским дворцом, который называется Хануман Дхока. Короли правда уже с середины 20 века жили в другом, более роскошном и современном дворце. Именно там в 2001 году произошло ужасное убийство, которое потрясло всю страну - наследный принц расстрелял из автомата всю королевскую семью, включая своего отца и мать, а потом покончил жизнь самоубийством. Почему? Говорят, потому что родители запрещали ему жениться на его избраннице. Впрочем, простые непальцы не верят официальной версии. Например, говорят что наследный принц был левшой, а выстрел, которым он якобы себя убил, был сделан в правый висок. Они считают, что всё было организовано братом короля - который в момент расстрела находился в другом городе и семья которого не пострадала. Он и стал новым королём - исключительно непопулярным. Все годы своего правления он провёл в борьбе с маоистским восстанием, которую он в конечном итоге проиграл. В 2007 году монархия была упразднена и Непал стал республикой.
Этот Дворик - Кумари Бахал, Дворик Живой Богини. Вход в него виден на одной из предыдущих фотографий. Здесь живёт Кумари, Живая Богиня, воплощение богини Таледжу, покровительницы Непала и особенно королевской династии. Кумари - это юная девочка, которую выбирают в соответствии с особым исключительно строгим ритуалом, наподобие выборов Далай Ламы. Богиня пребывает в её теле до первой менструации, потом выбирают новую Кумари. Мы гуляли по Площади Дурбар и вдруг мне пришло в голову зайти в этот дворик, и я потянул своего спутника туда. Дворик был заполнен возбуждёнными посетителями, не прошло и минуты, как смотрители начали требовать тишины и запрещать фотографировать. И Богиня явилась нам - в центральном окне на этом балконе.
Ступени храма Маджу Девал
Я вздымаю голубей у храма Джаганнат
И ещё несколько фотографий, сделанных бродя по Катманду вокруг Площади Дурбар, всё больше удаляясь от неё.
Главная туристическая артерия Катманду соединяет Площадь Дурбар с рынком Асан Толе. На карте она выглядит как диагональ, нарушающая примерную решётку городских проспектов. В давние времена это было начало главной дороги. Сегодня здесь буйство торговых сделок.
В любом закоулке может найтись храм.
Иногда нужно согнуться пополам, чтобы проникнуть во внутренний дворик - который тоже содержит храм.
Белая буддийская ступа скрыта ещё в одном дворе.
Чем дальше, тем фантастичнее. На оживлённой улице имеется такая вот бесформенная масса прибитых друг к другу гвоздями монет. Это приношения богу зубной боли. Маленькая статуя божества скрывается где-то внутри этого похожего на нарост памятника.
На заполненной магазинами площади находится такая вот шестидесятисантиметровая статуя Будды. Это статуя пятого века.
В фантастическом храме Seto Machhendranath Temple (Jan Bahal) - открытом и для буддистов, и для индуистов.
Это крыса - ездовое животное бога мудрости Ганеши. В маленьком дворике она стоит перед миниатюрным его храмом.
В пустынном дворике - статуя Ханумана, как будто лицо трагического племенного вождя. Её охраняли огромные собаки, которые недружелюбно изгнали меня из дворика.
Ваджра - стилизованный пучок стрел, символ молнии. В буддизме он напоминает о силе и твёрдости духа.
Что это за знак вопроса? В древнем колодце выстроены баки для набора воды.
Будда смотрит во все стороны Катманду.
Про две недели, которые я проработал добровольцем в детском доме в Катманду, читайте здесь
03/07/2014 13:00
Материалы по теме
- Страны: Непал
- Города: Катманду
- Отзыв о поездке: Непал. Катманду в деталях, ноябрь 2013
- Фоторепортаж: Коммерческие садху, 08.06.2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.