В общем, дело было так. Камень (весь, либо его поверхностный слой) под воздействие неведомых нам сил становился мягким, как пластелин. Инки (?) брали "нож" и срезали неровности, получая идеально гладкую поверхность. Но, во время обработки этого булыжника, у рабочего зазвонил телефон, он отвлёкся, протупил, и камень снова застыл. В итоге, грань будущего кирпича так и не была обработана до конца, инструмент пришлось вытащить, а заготовку бросить надрезанной. Хотите верьте, хотите придумайте свою легенду)
Вернёмся к нашим блокам. Учёные утверждают, что комплекс изначально не достроен, а экскурсоводы в доказательство приводят этот кирпич, лежащий на пандусе, чтобы затащить его к месту установки.
На похожем по конструкции фундаменте лежит блок, который совсем не похож на плиту, устанавливаемую на уровне земли - это, может быть, балка перекрытия или элемент ворот, не знаю.
Неовангисты, считают, что это инки пытались приспособить блоки, но максимум, что смогли сделать - завалить их на эти постаменты.
"Защитники пациентов" уверены, что храм был достроен много тысяч лет назад, но был разрушен в результате катаклизма - всемирным потопом, например. Поэтому блоки на территории комплксе не лежат аккуратно, а разбросаны, как после взрыва.
Какие-то лежат на террасах, расположенных ниже основной площадки, какие-то свисают над городом.
А та часть, которая, скорее всего, должна была быть перекрытием главных ворот храма, вообще лежит на самой нижней площадке, хотя по заверениям учёных, блоки с каменоломни везли совсем с другой стороны. То есть, чтобы этот блок доставить сюда, нужно было потратить очень много сил впустую, а потом еще и тащить по лестнице вдоль террас на верхний этаж.
Мне кажется вполне логичным объяснение разрушения храма в результате катаклизма. Вот он стоит - одна стена примыкает к скале, а другая была обращена к террасам. Что-то пошло не так,и она с грохотом обрушилась вниз.
Вместе со стеной в результате катаклизма погибли и инженеры, и никто теперь не знает, как это был построено, и как починить.
Нашёл место, где можно всунуть лезвие ножа между блоками) Вы себе не представляете, насколько эти камни круты.
В некоторых местах встречаются выемки для арматуры.
За то время, которое нам выделила экскурсовод, я ни разу не натрогался всей этой красоты, поэтому мы вернулись в автобус, забрали оттуда свои вещи, отправили школьников дальше по маршруту, а сами вернулись в комплекс и бродили тут до самого его закрытия.
Стоя на одном месте можно наблюдать сразу несколько видов кладки, несколько технологий строительства.
Вокруг можно находить камни, следы на которых указывают на то, что обрабатывали их не только в каменоломне, но и тут на месте. Вот, например. какой-то недоделанный.
Так мы плавно подошли, наверное, к тому, что меня удивило больше всего - даже не пазл-технология, и не многотонные мегалиты - резьба по монолитным скалам. В мире полно образцов обработки природных скал куда более изощрённо, чем здесь, но я с этим никогда раньше не сталкивался, и не знаю, как они это всё делали, поэтому и восхищён. Трон?
Забрались в угол, куда туристы не ходят, потому что там скучно и ничего кроме крапивы не растёт. А там в скале вырезаны полочки.
Углы все ровные, поверхности идеально гладкие.
А специально для фанатов Склярова, я разглядел следы болгарки на стене! День не прошёл зря)
Мы уже собирались уходить. На прощание я погладил идеально гладкую стену скалы и восхитился природой, которая творит не хуже "инков". И тут меня аж затрясло. Нет, это не природа, это "инки" сделали эту идеальную стену. Я не знаю, как описать свои чувства и то, что я увидел. В общем, вот один из выступов в стене. И я готов спорить на что угодно, что он рукотворный, то есть тут зачем-то аккуратно спилен целый слой скалы. И выступ этот не один. Этот просто удобно сфотографировать было.
Выбрались из кустов, спустились к выходу. Здесь один из гидов последней на сегодня группе рассказывал про водопровод и про камень, который свидетельствует о том, что инки поклонялись кондору, пуме и еще кому-то, не помню. "Посмотрите, здесь три ступеньки!!!" В общем, "Ленин - гриб, потому что броневик в разрезе похож на грибницу". Когда гид закончил рассказывать сказки, мы дёрнулись спросить его про обрезанную стену с полочками, но он испарился...
До поезда еще оставалось полтора часа. Настя пошла гулять по рынку, а я радостный помчал навстречу радуге, появившейся в закатных лучах солнца.
Я не верил ни одному бредовому рассказу перуанских экскурсоводов. Всё, что они вешают на уши туристам, как истину, ничем не лучше и не хуже того, о чём вангуют защитники пациентов. Но, когда сфотографировал радугу и вернулся на рынок, Настя мне поведала страшную тайну, которой с ней поделилась продавщица сувениров: радуге нельзя улыбаться - от этого портятся зубы. Суеверные обезьянки, подумал я и пошёл дальше. На следующий день я чуть не лишился зуба, жэсточайшэ прикусив вилку во время обеда, а вернувшись из путешествия огрёб кучу проблем с другим зубом, который лечу уже не первый месяц, и однозначных прогнозов по нему нет. В общем, можете верить легендам, сомневаться в мифах, выдумывать свои теории, но на всякий случай не улыбайтесь радуге, хотя бы, когда находитесь в Андах :) Ну, и слушайте больше обычных местных жителей - носителей остатков почти утраченной культуры, а не тех, кто хочет заработать на вас деньги за свои рассказы.
По дороге к железнодорожной станции натыкаемся еще на несколько камней то ли не донесённых, то ли выброшенных неведомой силой из храмового комплекса.
Темнеет. Идём к поезду и думаем о вечном - о том, что Анды стоят, а маис растёт.
Ещё немного Перу:
22/07/2014