Аланды - настоящий, живой, коренной шведский регион - но тут всё время не отпускает ощущение, что ты находишься внутри каких-то Кижей: если диверсифицироваться от экорыбы, экокартошки, экояблок, порочных игровых автоматов и порочных дьютиков, кажется, что остальное на островах превращено в музей. Всё вокруг как музей, но не музей - всё настоящее.
Домики.
Кирхи.
Почтовые ящики.
Лодочные сараи.
Типичный аландский туалет, где нужно присыпать всё, что получилось, экоопилками (первый и последний - профессиональные туалетчики сказали бы "крайний" - раз я такой двойной туалет видел на Питкэрне).
Типичный аландский забор до сих пор в ходу, он везде - и его не спутаешь ни с каким другим забором в мире.
Аланды состоят чуть более чем полностью из мельниц и midsummer poles.
Мельница.
Midsummer pole.
Midsummer - праздник летнего солнцестояния. Его символы, как и по всему Северному полушарию - украшенный шест (midsummer pole) и берёзки (ну как на Рождество - ёлки).
Понятно, что все доисторические праздники были связаны либо с астрономическими явлениями, либо с голодом/урожаем, связанным с местными природными циклами. Зимнее солнцестояние до сих пор масштабно отмечается под видом светского Нового года и христианского Рождества, но вот летнее солнцестояние в России почему-то понизили до сравнительно малоизвестного чествования Иоанна Крестителя.
Midsummer - важнейший праздник, даже ночной клуб с оргиями умилительно украшен берёзками.
Но это всё матрёшка-балайка, этого мало: вся Европа имеет чудовищную плотность культурного слоя и бесконечный ряд потрясающих исторических объектов, а Аланды - это не Гент, не Трогир, чтобы сюда ехать специально. Поэтому этнографии в музеях (и в исторической Русской почте, и в замке Кастельхольм) отведены считанные залы, а во всех остальных творится адский Гельман.
И это дико круто.
Ключевые острова соединены с главным Fasta Åland мостами или паромами на кабельном движителе: у таких паромов нет расписания переходов, они едут на другой берег, как только появятся пассажиры (с перерывами на утренний чай, обед и полдник). Если паром застрял на "той" стороне из-за отсутствия пассажиров, то есть специальная кнопка его вызова.
Чёрная или красная рамка вокруг объявления подсказывает нам, что мы находимся в германском языковом континууме.
Самое удивительное: на Аландах, примерно на широте Санкт-Петербурга и Магадана, процветает крупная индустрия по выращиванию яблок.
У Аландов грандиозные белые песчаные пляжи, но плавать тут можно либо в гидрокостюме, либо после бани.
Но типичный турист приезжает кататься по Аландам на велосипеде.
Тут всё для этого: идеально плоский рельеф, размеченные дорожки, чистый воздух, мало машин и даже специальные велосипедные паромы между островами.
Коптильня.
Границы между районами обязательно снабжены вывесками с гербом.
Продажа экологического биодинамического картофеля без продавца: надо забрать пакет картошки и положить в копилку 8 евро.
У нас такое пока невозможно, но в Европе встречается в каждой стране за пределами крупных городов.
Если из столицы ехать строго на юг, никуда не сворачивая, ехать по главной, то минут через пятнадцать остров закончится. Там в саду будет кафе.
Среди сосен и воды.
С немного странной, но вкусной едой. А потом надо сесть в гостиной. Или в саду. Сесть на скамеечку с подушкой и пить капучино с панакотой в абсолютно спокойной дачной безмятежности. И наслаждаться жизнью. Просто наслаждаться жизнью.
26/08/2013