Страницы: 1
Из Бхактапура мы рванули обратно в Катманду. Заселились снова в отель, а вечером пошли смотреть знаменитую площадь Дурбар. По дороге к площади я в очередной раз поразился тому, насколько дикий трафик в центре Катманду. По улицам ходят просто дикие толпы народу, как местных, так и туристов. Между ними нагло снуют мотоциклисты, постоянно бибикая. Блин, я к тебе ночью в спальню приду с бибикалкой и прямо в ухо так сделаю - БИИИИИИИИИП!!!
На уличном рынке в Катманду. Торгуют повсюду.
На улице. На заднем плане какая-то ступа.
Народу - не пройти.
Кругом толпы и торгуют.
Торгуют в том числе такими красками.
Перед входом на Дурбар меня нагло развели на 750 рупий местные охранники - заставили купить билет. В принципе охранника можно было и обойти, просто затерявшись в толпе. А.А. вот так и сделал. Я же подумал, что возможно билет пригодится где-то дальше и купил его. Но нет, не пригодился. Возможно, по нему можно войти в музеи, но в них мы идти не собирались, так что не знаю.
А народу на площади Дурбар миллион человек. Архитектура здесь довольно похожа на Бхактапур, только многоярусных пагод здесь больше и они более навороченные. Вот что реально бесило, так это то, что даже здесь повсюду сновали мотоциклисты и даже стояли таксисты на машинах. Блин, ну не можете сделать пешеходным весь Тамель, так сделайте пешеходную зону хотя бы на центральной площади! Ну это ужас же какой-то вокруг творится! БИИИИИП-ПИИИИИП-БИБИИИИИИИИИП...
У выхода на площадь Дурбар.
Продавец цветов. Такие нам повесил на шею Кул Кулыч в аэропорту.
На вершине главной пагоды.
Торговки на площади Дурбар.
Пока мы искали Сергея Сергеича, с которым у нас здесь была назначена встреча, практически случайно попали в стоящий прямо на площади дворец Кумари.
Пара слов о том, кто такая Кумари.
Кумари - живое индуистское божество в Непале. Кумари становится девочка, не достигшая половой зрелости, выбираемая из касты Шакья народа неваров. Хотя Кумари и индуистское божество, она почитается по всей стране и индуистами, и буддистами.
В Непале имеется несколько Кумари, но наиболее известна Королевская Кумари, живущая в Катманду. Избрание Королевской Кумари предполагает прохождение особенно строгих ритуалов, после которых она поселяется во дворце Кумари-Гхар в центре города. Нынешняя Королевская Кумари, Матани Шакья, прошла ординацию в 2008 году в возрасте трёх лет.
Кумари - единственная, кто имеет право поставить тилаку (красную точку на лбу при обрядовом посвящении) королю и которой он поклоняется.
Вот только короля в Непале уже несколько лет как ликвидировали. Теперь Непал это республика, так что не знаю, кому теперь Кумари ставит точки на лбу. :)
Так выглядела прошлая Кумари (Wikipedia).
Еще несколько фактов про Кумари:
- Считается, что Кумари - телесное воплощение богини Таледжу. Как только наступают первые менструации, богиня покидает её тело.
- Перед тем, как допустить девочек в возрасте от 3 до 5 лет к конкурсу, жюри должно убедиться, что у них ни разу не выступала на теле кровь, в целостности все зубы и все они соответствующего происхождения. Проверяется всё - здоровье, тело, голос, внешний вид, гороскоп на совместимость с гороскопами королей.
- По традиции Кумари не получает образования, потому что изначально почитается всезнающей. В последнее время для Кумари ввели персональные уроки с учителем, а после возвращения к светской жизни ей предлагается получить образование. Её учителя, однако, не имеют права требовать от неё что-либо, поэтому они пытаются заинтересовать её изучать предмет.
- Её тщательно отобранные друзья по детским играм также должны её почитать. Так как все желания Кумари должны быть исполнены, они должны и во время игр подчиняться её желаниям.
- Кумари теряет божественное присутствие неожиданно (обычно при первой менструации, выпадении первого зуба или болезни, связанной с потерей крови) и становится такой же, как и простые смертные. Как только будет выбрана новая Кумари, старая Кумари проходит через определённые ритуалы и слагает с себя божественный статус.
- Бывшие Кумари получают от государства пенсию 6000 рупий в месяц (около 80 долларов США). Это вдвое выше официального прожиточного минимума и в четыре раза выше среднего дохода непальца. Иногда её продолжают называть Кумари, а не по её имени, данном от рождения. Конечно, Кумари испытывают огромные трудности, связанные с возвратом из мистического мира в обычный быт.
- В народе считают, что тот, кто женится на Кумари, должен умереть через полгода от кровавого кашля. Однако большинство Кумари практически не имели проблем с поиском мужа: все бывшие Кумари, кроме самых последних, уже вышли замуж.
Для туристов же главный аттракцион - увидеть эту самую Кумари. Когда мы зашли во внутренний двор ее дворца, то услышали от кого-то из гидов, что вот сейчас, в три часа, как раз состоится явление Кумари народу. Во двор набилась куча туристов с фототехникой, однако строгий сотрудник напомнил всем, что снимать Кумари запрещено. Об этом сообщал и плакат на стене.
Затем на балконе, где должна была показаться Кумари, появился злобный дед и снова наорал на тех, кто не зачехлил фотоаппараты. Сказал, что если они будут пытаться фотографировать, никакой Кумари им не покажут. :)
Но наконец все успокоились, и после нескольких минут ожидания на балкон быстро выбежала маленькая девчонка в национальной одежде и, вцепившись в перила, стала строго и сосредоточенно смотреть на собравшихся. Но уже спустя несколько секунд она, как будто чего-то испугавшись, так же стремительно убежала. Сидевший на балконе дед опять принялся ругаться. Типа вон те, сказал он, пытались фотографировать, вот она и убежала.
А когда церемония закончилась, А.А. показал на своей видеокамере, как он втихаря, снимая откуда-то из подмышки, все же заснял появление Кумари на видео. Да, вот такой у нас А.А. видеолюбитель, готов даже с риском для жизни снимать. :)
Во дворике дворца Кумари.
Нельзя фотографировать Кумари.
Торговля на площади Дурбар.
Остаток вечера мы прогуляли по улицам и набережным Катманду. Зря мы порадовались, что в центре города чисто - набережная речки-говнотечки, на которую мы вышли, была завалена говном по самые уши, и сверху в кучах мусора копошились свиньи. В общем, та же Дакка, вид сбоку. :)
Парень умывается.
Обычный непальский дом.
Катманду очень чистый город (как казалось поначалу). :))
Набережная речки-говнотечки.
Еще немножко мусора.
Непальский трэш. :)
Продавец фруктов.
Мост через Говнотечку.
Нямка. Хрю-хрю. :)
Продажа красок.
В непальские колодцы не ведро кидают, а сами спускаются.
Не мусорить!
Велопродавец фруктов.
Веломакашница.
В переулке.
Заглянули в храм.
А еще в этот вечер непальские индусы отмечали праздник Дивали, который также называют индуистским Новым годом. И тут мы поняли, зачем уличные торговцы повсюду продают какие-то разноцветные порошки. Это оказалась краска, которой индусы рисуют у входа в дом разные орнаменты. Некоторые из них были весьма смелые:
Символ фашиствующих сионистов. :)
Вот такие узоры рисуют из продаваемых красок.
Еще одну праздничную инсталляцию готовят.
А вот так выглядит типичная сувенирная лавка в Катманду.
Еще повсюду в Катманду висели поздравления с Новым годом, а также красные коммунистические флажки, попеременно с серпом и молотом и солнышком. Дело в том, что основными политическими партиями в Непале являются две коммунистические - одна марксистско-ленинская, отсюда серп и молот, а другая - маоистская, отсюда солнышко. Да, вот такая интересная страна этот Непал. Еще недавно он был королевством, а партизаны-маоисты скрывались в лесах и убивали представителей власти. Однако несколько лет назад королевскую власть упразднили, а маоисты вышли из подполья и теперь участвуют в политической жизни вполне легально.
Коммунистические флаги на улицах.
С новым 29-м годом!
А теперь видео. Вот здесь я склеил в 6-минутный ролик все свои видеосъемки в Непале. Там и дикий трафик на улицах Катманду, и наш самолет, на котором мы летели из Покхары, и женщины, перелопачивающие зерно в Бхактапуре, и, наконец, то, как мы взлетаем и летим на самолете из Непала в Индию.
Моя видеосъемка в Непале
А вечером у нас в номере мы устроили прощальный ужин. Назавтра экспедиция у нас снова разделялась, мы с А.А. улетали в Дели, откуда А.А. возвращался домой. С.С. оставался в Катманду и должен был присоединиться ко мне спустя сутки.
А прощальный ужин состоял в том, что мы ели эстонские шпроты и смотрели с воткнутой в телевизор флешки фильм "Служебный роман. Наше время". Если кому интересно, я бы этот фильм оценил как пародию на старый фильм Рязанова. Если хорошо помнишь оригинал, то местами смешно, а если не помнишь, то вряд ли будет интересно смотреть.
23/04/2013
Страницы: 1