Остров Робинзона Крузо - не отмель на траверзе Хургады или Дубая, как можно подумать из-за названия, а часть маленького, но крутого архипелага Хуан-Фернандес (Juan Fernández) в Тихом океане, в 700 километрах от берега Чили примерно на широте Сантьяго.
Хотя острова расположены на пути из Южной Америки к острову Пасхи, их открыли не индейцы, не полинезийцы, а европейский капитан Хуан Фернандес в 1574 году. Наш остров был необитаем, пока в 1704-м экспедиция знаменитого пирата Уильма Дампира не ссадила тут на берег Александра Селкирка, взбунтовавшегося штурмана корабля Cinque Ports: Селкирк настаивал на том, что корабль из-за своего технического состояния не может плыть дальше (Cinque Ports и правда утонул через месяц у берегов Перу).
Как попасть на остров
На картинке слева направо: самолёт авиакомпании ATA Aerolineas Beechcraft 200 King Air рег№ CC-AMJ, микроавтобус и скорая помощь авиакомпании ATA Aerolineas, дизель авиакомпании ATA Aerolineas, ангар авиакомпании ATA Aerolineas, пассажиры авиакомпании ATA Aerolineas, всё - на частном аэродроме Tobalaba, расположенном где-то в недрах одноэтажного Сантьяго
У них один самолёт, бизнес в области медицинской эвакуации и авиалиния на остров Робинзона Крузо (2-3 раза в неделю). На их авиарейс попасть сложнее, чем на государственное судно в сторону Токелау: их билет не купишь через "Сирену", форма бронирования на сайте сломана, на email и телефон не отвечают. Даже если бы отвечали, это бы не помогло: они не говорят по-английски. Для достижения успеха приходится запастись терпением и чилийскими знакомыми. Мы за полгода купили билеты и явились в назначенное время к вылету, но поцеловали замок на ангаре №3. Через час появился сонный служащий и объявил самую странную причину для отмены рейса, которую я слышал в жизни: вокруг острова волны высотой 4 метра и мы не сможем дойти на лодке из аэропорта в город.
Но через сутки у ангара №3 началась движуха: от микроавтобуса прикуривают дизель, который потащит самолёт на рулёжку.
Капитан корабля объясняет пассажирам порядок использования спасательных жилетов и надувного плота.
Запуск.
Лететь 700 километров над океаном - 2 часа с небольшим. Положен завтрак!
Ну, поехали!
Взлёт, под крылом Сантьяго.
In-flight entertainment из палки и верёвки.
Я проснулся от удара в потолок из кожзаменителя: справа по борту проплывал небольшой остров высотой метров 150, с облаками, зацепившимися за верхушки гор. Настоящая адовая турбулентность, когда болтает от моря до верхушек гор и обратно, пассажирам B-777 недоступна, а тут - пожалуйста.
"Википедия" удачно иллюстрирует явление "вихревой дорожки Кармана" спутниковой фотографией атмосферы Земли около острова Робинзона Крузо и его архипелага Хуан-Фернандес. Год назад чилийцы как раз тут расфигачили самолёт со своими звёздами и военными.
Кислород опьяняет. В катастрофических ситуациях люди впадают в панику и бешено глотают воздух, и вдруг эйфория, покой, и ты смиряешься с судьбой. Вот рисунок. Аварийное приводнение - 600 миль в час. А на лицах спокойствие, как у коров в Индии.
Впереди - остров и полоса, куда мы, наверное, должны сесть. Проблема даже в не том, что на таком тонком перешейке некуда засунуть полосу, а в том, что самолёт болтает от моря до облаков и обратно и, кажется, проще вписаться в отвесный утес, чем в полосу. ВПП (860x18 метров, твёрдое покрытие, без навигационных огней и ILS) между левым дворником и центральной стойкой.
Альтернатива полосе выглядит примерно так.
La Punta Airport. Эти 2/3 острова разительно отличаются от той 1/3, где расположено жильё и город Сан-Хуан-Батиста. Тут ветрено, сухо, пустынно и цветут маки.
Выгружают багаж.
Разбор полётов вместе с пилотами конкурирующей авиакомпании.
Внутри аэровокзала: отопление буржуйкой, свой собственный дизель. Посадка пассажиров обходится без досмотра и посадочных, всё по понятиям: морда знакомая? - можно сажать. Лишним людям взяться неоткуда.
При первом взгляде на карту, кажется, что на острове нет дорог. И правда, их тут нет.
Жизнь здесь устроена так: сверху, на плато высотой 132 метра, аэропорт, не связанный с остальным островом никакими наземными коммуникациями, кроме козлиной тропы: уж больно местность пересечённая. Поэтому логистика такая: перегрузить барахло из самолёта на джип, спустить джип по серпантину с плато к морю, перегрузить барахло из джипа в лодку, а оттуда лодкой в город - 1 час 15 минут (коротким путём вокруг острова) или 3 часа (длинным).
Перегрузка багажа из джипа в лодку до Сан-Хуан-Батисты.
У причала суп из морских котиков, тысячи их тут.
Дальше лодкой в город.
25/03/2013