Страницы: 1
Я уже писал о том, что этим летом мне довелось посетить красивый прибалтийский город Латвии Лиепаю. Здесь есть много достопримечательностей, достойных внимания. Да и сам город очень необычен. И всё же самым ярким и запоминающимся местом в Лиепае является бывшая военно-морская база Кароста...
Территория, которую охватывала база, была огромной и занимала почти треть всего городского пространства. Ещё недавно это был отдельный закрытый город, на внутреннем рейде которого одно время даже размещались советские подводные лодки с ядерным вооружением. Попасть сюда могли лишь немногие, и развивалась Кароста по своим собственным законам, независимо от всей остальной Лиепаи. На этой территории смешались имперские амбиции царской России, мрачный милитаризм Советского Союза и пофигизм, помноженный на отсутствие денег, современной Латвии. В итоге коктейль получился очень неоднозначный.
Впечатление, которое остаётся после посещения Каросты, двоякое. Можно ужаснуться серости и безликости, доставшейся этому кусочку земли после единовластного владения им на протяжении более ста лет военными, а можно и восхититься удивительным и ни с чем не сравнимым наследием прошлого, в котором тесно переплелись традиции бывшей Российской империи, советского образцового прошлого и пугающе грустного настоящего.
Мы пробыли здесь совсем недолго, но и этого времени хватило, чтобы ощутить на себе масштабность и неповторимость Каросты. Здесь много мест, в той или иной степени достойных внимания. Состояние их тоже очень различается - что-то восстанавливается, что-то законсервировано, а что-то очень скоро навсегда канет в историю. Руины здания некогда блистательно Манежа, Дом офицеров, Северный мол, изысканная водонапорная башня - обо всём этом я не могу пока рассказать. Зато с удовольствием опишу те места, которые мы всё-таки успели осмотреть: разводной мост Оскара Калпака, северные форты и хорошо разрекламированная гарнизонная тюрьма.
Кароста строилась на закате Российской империи в конце XIX века в качестве незамерзающей базы военно-морского флота. Порт Александра III - таким было первое название этой базы. Строили тогда основательно и надолго, пытаясь закрепиться на этой части Балтики как можно твёрже.
И Кароста, и вся территория Лиепаи были окружены мощными оборонительными фортами. Но ещё до начала Первой мировой войны строительство фортов признали стратегической ошибкой и все фортификационные сооружения было решено взорвать.
Замысел успели осуществить лишь частично. Неплохо сохранились южные форты, но намного более впечатляюще выглядят северные части укреплений. Они находятся за чертой города и даже на машине их не так уж и просто отыскать. Но заехать сюда обязательно стоит. Северные форты находятся у самой черты моря. Полоса подземных тоннелей и внешних бетонных брустверов уходит вглубь материка. Даже в наши дни лабиринт запутанных подземных коридоров и помещений привлекает внимание местных диггеров. А для туристов здесь организуют экскурсии при свете факелов и игру "Побег из СССР".
В нескольких местах полоса этих фортов, обрывающихся прямо в волны Балтики, разрушена. В этих местах хорошо видно, столько арматуры и бетона ушло на строительство фортов. Гигантские куски укреплений высотой в несколько этажей разбросаны по пляжу так, словно огромный великан решил именно здесь пройтись по берегу.
Что это было, подрыв или точное попадание авиабомбы, уже невозможно сказать. Местные жители используют тут же эти подходы к воде как импровизированные мини-пляжи.
Стены фортов теперь принадлежат мастерам граффити, и некоторые из их произведения очень забавны.
Удивительно и то, что здесь достаточно чисто. Скорей всего, в силу некоторой удалённости от города форты не стали городской свалкой и прибежищем бомжей. Прогулка по северным фортам оставила неизгладимое впечатление и желание вернуться сюда.
Очень фотогеничным оказался и разводной мост Оскара Калпака. Именно по нему мы попали на территорию Каросты. Легенда гласит, что сам мост был построен более ста лет назад по эскизам знаменитого французского инженера Александра Густава Эйфеля. Насколько правдива эта версия, трудно сказать, но стальная конструкция моста действительно уникальна.
Мост состоит из двух одинаковых разводных ферм, поворачивающихся вокруг своей оси в разные стороны под углом в 90 градусов. Мы присутствовали при проходе по каналу небольшого катера-буксира. Огромные конструкции были разведены в течение 4-5 минут.
Мост был построен в 1906 году и за прошедшее столетие его не раз пытались разрушить. Причём каждый раз не везло именно северной его части. И в Первую, и во Вторую мировые войны мост был несколько раз подорван, а в 2006 году его сильно повредил грузинский танкер "Анна". После тщательной реконструкции мост был назван именем первого командира национальной латвийской армии Оскара Калпака и вновь введён в действие в 2009 году.
Мост разводят несколько раз в день, так что при желании не сложно увидеть это действие любому гостю Лиепаи.
В самой Каросте все туристы спешат посетить в первую очередь бывшую гарнизонную тюрьму или гаупвахту. Попасть на экскурсию сюда стремятся практически все гости Лиепаи. Изначально мрачное двухэтажное здание из красного кирпича строилось под нужды Морского госпиталя. Об этом свидетельствуют и кирпичные крести в наружной отделке.
Но сразу же после постройки здесь разместилась сначала морская гауптвахта, а затем гарнизонная тюрьма. Меня поразил тот факт, что на протяжении столетней истории этого строения и при русских, и при немцах, и при латышах в нём всегда размещалась воинская тюрьма. И лишь последние его владельцы смогли в корне переломить ситуацию, разместив здесь музей и гостиницу одновременно.
Причём ни интерьер, ни изначальное предназначение помещений менять не стали. Гениальный маркетинговый ход, наверное, впервые использованный в Прибалтике - хочешь провести ночь в тюрьме за умеренную плату, приезжай в Каросту! Кстати, номера, а точнее камеры можно выбрать на свой вкус - с матрасами или деревянными лежаками, а для истинных гурманов есть и карцер.
На стенах внутренних помещений сохранились многочисленные надписи бывших заключённых и чёрточки, которыми солдаты и младшие офицеры отмечали проведённые в неволе дни. Теперь на территории тюрьмы можно справить день рождения или мальчишник. Самый что ни на есть настоящий старшина будет гонять желающих, как последних салаг.
В общем, нынешние хозяева этого места используют все возможности заработать. Меня удивило, что количество латышей, желающих посетить каростскую гауптвахту, в несколько раз превышает число иноязычных посетителей.
Девушка-латышка на ломаном русском языке рассказала вкратце нам историю гауптвахты и показала всё самое интересное внутри здания. Пытаясь восполнить отсутствие экспонатов, на пером этаже здания разместился небольшой музей, где местные чёрные копатели свезли множество экспонатов времён Второй мировой войны с близлежащих лесов.
В 1944-1945 годах здесь развернулось ожесточённое противостояние немецкой и советской армий. Фашисты организовали здесь мощную оборону. Густые леса и болотистая местность не давали шанса наступающим русским частям взять с ходу этот плацдарм.
Бои затянулись. Советская армия организовала три мощных наступления, и все они захлебнулись. Немцы смогли отстоять эти территории до самого конца войны, капитулировав лишь в мае 1945 года. Так что местные болота до сих пор полны потенциальными раритетами.
В музей каростской гауптвахты снесли также сохранившиеся артефакты советских времён. Есть здесь и столовая с чисто советским меню, и красный уголок с барельефами Ленина.
Всю эту коллекцию трудно назвать музеем, скорее эти экспонаты помогают посетителям лучше погрузиться во времена "железного занавеса", которые многие из приезжающих сюда ещё хорошо помнят, другим же, помоложе, вся эта инсталляция кажется почти сказочным странным вымыслом.
В любом случае, посещение Каросты сравнимо с поездкой в некий исторический парк, в котором прошлое находится в активном контакте с настоящим, а мы можем наблюдать этот процесс со стороны. Ради этого и стоит сюда заехать. Ведь не только море и песок интересны в Прибалтике...
25/02/2013
Страницы: 1