Рисовые террасы - прекрасное место для водяных буйволов. Охлаждение буйвола в жару плюс удобрение посевов, два в одном!
В некоторых хозяйствах вовсю разводят домашнюю птицу.
Утки и буйволы отлично уживаются вместе.
Птицы воркуют.
На краю террасы.
Чем выше поднимаешься по склону горы, тем красивее вид.
В деревне Та-Ван нас ждал гостеприимный ланч с местным чаем, фруктами и супом "фо-бо" из лапши быстрого приготовления, дополненной яйцом и свежими овощами - перцем чили и капустой.
Как я уже говорил, трекинг можно растянуть и на несколько дней с ночевками в одной из деревень. Впрочем, не стоит представлять себе ночь на соломенной циновке в хижине, бок о бок с домашней птицей - цивилизация уже добралась сюда, и вас ждет просто еще один обычный гестхаус с европейским туалетом, горячим душем и бесплатным беспроводным интернетом, работающим на приличной скорости.
Мясная лавка. Собака под столом терпеливо ждет косточки.
Вид на дно долины.
На противоположном склоне горы видна школа.
Туманные горы.
Тем временем мы пообедали и отправились дальше.
Тропа становилась все хуже и хуже. Встреченная на окраине деревни скульптура руки местных мастеров как бы намекала, что прогулка с хмонгами по рисовым террасам не будет простым испытанием.
Чуть позже после встречи с этой скульптурой мои опасения насчет цели присутствия с нами хмонгов подтвердились - наш гид решительно повел нас в сторону вверх, на залитые водой рисовые террасы.
Теперь нам предстояло преодолеть несколько километров экстремального трека под ливнем по рисовым террасам, лесам и оврагам, перебираться через ручьи и повисать на корнях и ветках деревьев в поисках равновесия. Так вот зачем с нами пошли хмонгские женщины - их задача терпеливо помогать вам карабкаться по скользким глинистым склонам, чтобы в конце пути получить вознаграждение - продать вам несколько сувениров ручной работы!
Вид на склон. Желтые полосы - еще не убранный, но созревший рис.
Рис - это золото для местных жителей.
В отличие от гида, выступающего в основном в качестве номинального сопровождения, хмонги выполняют роль шерп, помогая "дорогим гостям" не убиться на окрестных склонах.
И чем "дороже" гости, тем чаще хмонги буквально носят их на руках по склонам. Особенно высоко у хмонгов ценятся французы, к которым они уважительно обращаются на родном для высоких гостей языке.
Буквально ползая по глине, было трудно не заметить, с какой легкостью женщины-хмонги преодолевали эти склоны в шлепанцах и резиновых сапогах.
Иногда они давали нам руки, затаскивали на каменные уступы и показывали правильные траектории движения - а шедших с нами французов просто носили на руках почти всю дорогу, что не смогло не сказаться на сумме вознаграждения в конце пути.
23/11/2012